Статья
1078 30 апреля 2010 1:47

Ужас Аркхема

Открываются врата в другие миры, на улицы выходят злобные монстры, начинают твориться всяческие безобразия, или Выживание в необычном городе, полном новых и удивительных вещей. Книга правил для мира Г. Ф. Лавкрафта.

Комментарии экспертов

От моэмовой формулы «Я работаю, чтобы обеспечить себе досуг» не далеко и до осознания того, что мудрый человек инвестирует свои минуты досуга в чтение так, чтобы получить в будущем часы досуга.

«Ужас Аркхэма» это, конечно, книга. Но от стандартных книг, которые я комментирую на «АК», «Ужас...» отличается тем, что это — книга правил. Книга правил к одноименной настольной игре.

Как не трудно догадаться по названию, игра «Ужас Аркхэма» посвящена литературной вселенной Говарда Филипса Лавкрафта, известной его поклонникам под названием «миф» или «мифос». События разворачиваются на игровом поле, изображающем центральный город этой вселенной — Аркхэм. Аркхэм — город не большой (об этом Вам услужливо в одном из пунктов сообщит книга), расположенный на реке Мискатоник и, разумеется, вымышленный. В городе есть несколько достопримечательностей, некоторые из которых встречаются в игре в качестве локаций: Мискатоникский университет, Ложа Серебряных сумерек, аркхэмская психиатрическая больница и т.д. Большинство этих мест упоминается, так или иначе, в книгах Лавкрафта. Во всех остальных смыслах город ничем не примечателен.

Тем не менее, именно его выбирает в качестве места для своего пробуждения некая Страшная Сила (в роли Страшной Силы — один из мрачных древних богов Лавкрафта, в игре их несколько, на вкус игроков). В ходе игры игроки будут активно препятствовать её пробуждению, а если не получится, попробуют отправить её спать снова, используя для этого всякие занятные предметы, начиная с автомата Томпсона и заканчивая различными заклинаниями и магическими артефактами.

Проза Лавкрафта, много позаимствовавшего у Эдгара По, Конан Дойля, готических авторов девятнадцатого века и даже у Герберта Уэллса, но тем не менее сумевшего создать свой уникальный стиль, считается мрачной и преисполненной глубокой нечеловеческой безнадежности. Некоторые отечественные критики Лавкрафта отмечали, что её можно сравнить с тютчевской Бездной, недоступной человеческому пониманию глубиной мироздания. Игра гордо обещает нам соответствующую атмосферу.

Сказать честно, чувство беспросветности появляется уже в самом начале, когда игрок берет в руки толстенный том правил. Полный отчаянья, он понимает, что прочесть его в один присест, скажем, в метро, у него не получится. А когда дело доходит до самой игры, хочется просто лезть в петлю, как обычному лавкрафтовскому герою. Даже разобравшись в хитросплетениях правил, понимаешь, что «Ужас Аркхэма» игра не просто сложная — она невероятно сложная. Т.к. игроки играют не друг против друга, а против самой игровой системы, ей изначально свойственны некоторые элементы, дающие фору перед людьми. В итоге, в первый час (из возможных, допустим, пяти) игроки ошалело мечутся по Аркхэму, в то время как монстры, поналезшие из порталов, дают прикурить местным жителям. На третьем часу герои начинают вырабатывать стратегию, но обычно уже слишком поздно. Тут появляется некая сложная и крамольная аналогия с проектом наукограда в Сколково, когда Хаос, которого нам завещал не бояться Ленин, желательно брать под контроль сразу, не отвлекаясь на эксперименты со всякими занятными и инновационными артефактами, которые могут попасть Вам в руки.

Однако в том, что игра сложная и долгая, есть своя логика. Показатель «реиграбельность», означающий желание играть в игру снова и снова после её завершения, в случае с «Аркхэмом...» зашкаливает. Т.к. обыграть игру с ходу практически невозможно, равно как и понять с первого раза все нюансы правил, в игру приходится играть во второй, третий, четвёртый раз. Что значительно компенсирует её более чем немаленькую цену.

В итоге: правила «Ужаса Аркхэма» — это чтиво на пятницу, а сама игра — неплохой способ убить время в выходные.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".