Статья
6297 22 декабря 2015 9:02

В поисках настоящего

В России без лишнего шума подходит к концу Год литературы и наступает Год кино. Существует даже план, согласно которому «киносети обязуются приложить максимальные усилия для демонстрации российских фильмов в объеме не менее 20% экранного времени в течение всего года».

Судя по тому, что мы видели все 11 месяцев 2015 года, с литературой у нас не очень задалось. К декабрю чиновники раскачались и устроили действительно массовое и красивое чтение отрывков из «Войны и мира» Льва Толстого, сверхактуального романа, который мало кто смог осилить.
В остальном же – ситуация стала только хуже: кризис ударил по библиотекам и издательствам, авторам и читателям, литературные премии остаются тусовочными междусобойчиками.

Русскоязычный автор Светлана Алексиевич стала лауреатом Нобелевской премии по литературе, но даже премиальная выкладка на полках магазинов не очень помогла: читать псевдодокументалистику охотников мало, а художественных достоинств в прозе лауреата нет.

Но с кино все еще хуже. Литературе позволено теперь быть немного оторванной от повседневности, а большой экран – пока еще нерв современного массового общества. Кинематограф остается «важнейшим из искусств», и переход на цифровое вещание, сериальный формат и компьютерную графику мало что изменил.

В 2016-м году российское кино должно будет что-то показать, но показывать ему – системно, жанрово, по смыслу – нечего. У нас есть пять-шесть актеров первого ряда, несколько хороших сценаристов и крепкие режиссеры, но нет индустрии, которая только и может дать кино как миф и идею. Мы в 2016-м будем общаться цитатами из советских фильмов и апеллировать к образам «Брата» Сергея Балабанова. Правительство на этом фоне планирует дотировать кинотеатры в малых городах, откуда продолжается отток населения.

Критерии празднования Года кино сформулированы предельно непрофессионально: так, чтобы к концу 2016-го ничего не изменилось, но можно было отчитаться о проделанной работе.

И это – кино, представьте, что то же самое касается и многих других, куда более приземленных областей, где чиновники стараются обойтись расплывчатыми фразами вроде «приложить усилия».

Что можно сказать точно – Год кино может стать новым ренессансом советской культуры: наследия 50-80-х хватит для того, чтобы заткнуть им все возникнувшие дыры. Какая-то часть режиссеров и сценаристов, чтобы остаться в ладу с собственным представлением о прекрасном, уйдет в андеграунд, пытаясь опередить время. В зазор между великим кинематографическим прошлым и не слишком возвышенным будущим должно поместиться российское настоящее, и пока наше кино о настоящем молчит.

Молчит до такой степени, что главным российским политическим фильмом до сих пор остается комедия «День выборов», в которой хорошие парни валяют дурака и зовут от нечего делать петь Макаревича. Других выборов пока не предвидится. 
____________

Читайте также:


Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".