Статья
904 31 марта 2010 1:05

В Москву!

История современной России перемалывает судьбы героев, превращая хороших мальчиков в профессиональных фашистов, а жизнерадостных девочек - в запутавшихся содержанок или о поколении тех, кто родился в восьмидесятые.
Комментарии экспертов

Вполне логично, если окончание нулевых вызовет появление новых и новых авторов, желающих подвести итог этому периоду. И, конечно, большинство из них никак не удержится от того, чтобы дать свой личный субъективный портрет поколению, выросшему и поднявшемуся на ноги за прошедшее десятилетие. Но, если вы не успели сделать это до выхода романа «В Москву» главного редактора телеканала Russia Today и члена Общественной палаты РФ Маргариты Симоньян, лучше не начинать, потому что теперь, во-первых, будет непросто сделать это более ярко и талантливо, во-вторых, почти невозможно будет сделать это более объективно.

К своим тридцати Маргарита успела сделать оглушительную карьеру, надо сказать, вполне соответствующую ее уровню профессионализма и таланта. Может быть, поэтому у нее получилось в равной степени хорошо воссоздать картинку жизни ее более или менее успешных ровесников, и в какой-то момент дистанцироваться от них, чтобы на правах наблюдателя, не стесняясь, вдоволь над ними посмеяться. Поразительная типичность и их порой удивительная схожесть с современными и всем известными персонажами не мешает героям книги меняться, быть неоднозначными, сложными, противоречивыми. И фактурные жители южных станиц, и жизнерадостная девочка, превратившаяся в содержанку, и олигарх, от скуки занявшийся политикой, и его терпеливая мужественная супруга, и хороший, честный мальчик, превратившийся в фашиста — ни один из них не оставляет читателя равнодушным, ни одного из них нельзя с полной уверенностью отнести к «черным и злым» или к «белым и пушистым». Перемены, постоянно сталкивающиеся и, кажется, не разделенные никакой гранью роскошь и нищета, искренность и обман, любовь и цинизм, постоянные кризисы и столкновения при внешней стабильности, ломают и переворачивают судьбы героев, бросают их из одной крайности в другую.

В повествовании органично и естественно переплетаются любовь, политика, пейзажи, быт, предательство и чувства. Притом нет ни грамма ощущения того, что автор пытается понравиться читателю или наоборот провоцирует его, нет ощущение эклектики и дисгармонии.

Не дистанцируясь, не свысока, а как бы изнутри, но, не теряя при этом трезвости взгляда и оценок, автор пишет ироничный и точный портрет и современных ура-патриотов, и истеричных либералов-грантоедов, и предприимчивых управленцев местного разлива. Неожиданно в альтернативу и противовес им выступает не кристально чистый молодой и эффективный менеджер или инноватор, как, наверное, хотели бы те, кто раньше времени понадеялся сделать эту книгу оружием идеологической борьбы, а красивая, жизнелюбивая и искренняя девушка Нора, запутавшаяся в собственной жизни любовница олигарха, сохранившая менталитет и мировосприятие журналистки крошечной станичной газеты.

Собственно, в ее словах и заключено простое и в то же время прагматичное и адекватное времени отношение к будущему страну и , может быть даже, к «исторической миссии» поколения нулевых: «... Идею какую-то ищете. Одни хотят, чтобы в России была демократия, и никто Россию больше не боялся. Другие хотят, чтобы Россия была великая, и ее снова все боялись. А я лично хочу, чтобы в России все были счастливы и здоровы. А все остальное — по фиг». Вот вам и причина аполитичность современных молодых россиян, безо всяких дурацких соцопросов.

И не смотря на всю пугающую масштабность поднятой темы, нелепых и даже страшных, но вполне реалистичных современных картинок, в целом книга пропитана светом, надеждой, оптимизмом, жизнелюбием. Ее смело можно назначать как лекарство. Для тех, кто способен судить обо всем исключительно с точки зрения черного и белого, тем, кто ненавидит чужаков, женщин или богатых, тем, кто называет Россию «эта страна» и обрел привычку вставлять через слово иностранные выражения, не выучив английский язык, тем, кто стыдится быть русским за границей, но считает, что деньги позволяют забыть о любых приличиях дома, тем, кто кричит о патриотизме, не отрываясь от дивана или строит из себя народного заступника и рассуждает о справедливости годами кормя семью и пять любовниц на бюджетные деньги.

Копаясь в блогерских рецензиях на эту книгу, я чаще всего встречала длинные посты, с рассказами о переезде из провинции в Москву и советами тем, кто только решается это сделать. Но даже прочтя книгу, люди упорствуют и убеждают себя, что все-таки место красит человека, а стать счастливым можно, только обретя прописку в столице. Между тем, Симоньян достаточно убедительно показывает нам обратное.

Короче, даже, если все вышесказанное скорее всего не про вас, и вас уже утомила моя бездарная рецензия, вам стоит открыть эту книгу. Красочное, сочное, богатое на метафоры и сдобренное хорошим, «южным» юмором повествование хочется перечитывать снова и снова. А перечитывая, заново учиться мечтать и все больше заряжаться уверенностью, что все получится. В конце концов, «В Москву» можно смело отнести к категории mustread просто потому, что без нее практически невозможно понять, почему умная и успешная молодая женщина, добившаяся всего, о чем только может мечтать журналист, по-прежнему мечтает вернуться на юг, нарожать детей и открыть маленький ресторанчик, чтобы жарить там хачапури.

Маргарита Симонян, «В Москву!», М.: АСТ, Этногенез, 2010 — 288 с.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".