Статья
2344 19 октября 2011 17:47

Власть станет ближе к народу

Президент России Дмитрий Медведев в среду в своей подмосковной резиденции в Горках провел встречу с представителями Общественного комитета своих сторонников. 

Это уже вторая встреча главы государства с комитетом сторонников. 

В ходе первой встречи, которая состоялась в минувшую субботу, Медведев выдвинул идею создания «большого правительства». Эта инициатива стала предметом обсуждения и на сегодняшней встрече.  

«Я хотел бы обсудить с вами тему создания работающего большого правительства. - Сказал он, начиная встречу. - Для этого нужна концепция, включая концепцию глубокой реформы административного управления, государственного управления, реформы модернизации властных структур, очищения этих структур, если хотите. Причем, эту тему надо обсуждать максимально широко и использовать здесь самые разные ресурсы». 

Президент также высказался за обновление стратегических программ развития. «Это не значит, что наши стратегии неверны, они вполне попадают, но, с другой стороны, движемся мы по ним медленно, а жизнь вносит свои коррективы», - отметил Медведев. 

Глава государства подчеркнул, что «большое правительство» должно быть минимально бюрократичным и необременительным для налогоплательщиков. 

«Теперь два слова о большом или расширенном правительстве. Я, конечно, не имел в виду рост чиновников. Как только эта идея появилась, ее стали по-разному интерпретировать», - пояснил Медведе. 

«Я, наоборот, полагаю, что бюрократическое ядро такого рода правительства должно быть абсолютно компактным, недорогим, необременительным для налогоплательщиков, для всех наших граждан», - добавил глава государства. 

Он также отметил, что в деятельности «большого правительства» хотел бы опираться на все общественные силы вплоть до представителей оппозиционных партий, готовых к этому. 

«Я бы хотел опираться на все общественные силы, но прежде всего, конечно, на фракции "Единой России", и на Фронт, и на экспертное сообщество, и на неправительственные организации, на гражданские союзы и даже на представителей тех партий, которые не симпатизируют нашей деятельности, если у них к этому будет желание», - заявил Дмитрий Медведев. 

Он отметил, что необходима система обратной связи в новом правительстве, которая сейчас в обществе «хромает». По его словам, это происходит «и в силу исторических причин, и в силу несовершенства, наверное, нашей сегодняшней работы». 

Он добавил, что создание такой системы хотел бы обсудить со своим общественным комитетом. «Вся эта работа может стать частью большого общественного механизма», - сказал президент, подчеркнув, что большие преобразования не могут быть сделаны узкой группой людей. 

«Мы же знаем, чем заканчиваются всякого рода реформаторские проекты, "нарезанные" "сверху", за которые никто не голосует и которые никому не нужны. Полным фиаско», - сказал президент.  

Президент подчеркнул, что власть должна стремиться все к большей открытости, несмотря на то, что при этом усиливается и критика со стороны населения. 

«Чем более открыто себя будет вести власть, а мы действительно ведем себя открыто - я во всяком случае стараюсь это делать - тем больше будут критиковать», - сказал Медведев. 

По его словам, при этом критики будут говорить о том, что открытость властей не решает проблем. 

«Когда я это читаю, мне кажется, мы не должны складывать крылья и сетовать на то, что люди не готовы, народ не подготовлен. Это все равно нас не должно отвращать от идеи выстраивания прямых коммуникаций, даже если подчас эти коммуникации оставляют неприятные эмоции», - подчеркнул президент. 

Глава государства считает, что по сравнению с прежними годами простым людям в настоящее время проще достучаться до властей. 

«Как это не парадоксально, но сегодня добраться до властей - от поселковых до президента - проще, чем в 90-е годы, а уж тем более, если сравниться советским периодом», - считает он. 

«В принципе, шансы достучаться есть у всех - вопрос в том, что люди пишут и сельскому старосте, и президенту, и председателю правительства, а эффективность этих обращений ничтожна. Вот это реальная проблема», - отметил Дмитрий Медведев. 

По его мнению, «крайне плохо» то, что «для того, чтобы пришли в движение общественные механизмы, необходимо вмешиваться высшим властям». «Это признак неэффективности системы власти в целом, когда для того чтобы решить элементарный вопрос, нужно обращаться к президенту, председателю правительства или губернатору крупного региона», - подчеркнул глава государства. 

Одновременно Медведев высказал свое несогласие с точкой зрения о том, что власть сильно оторвалась от народа. «Последние годы очень много разговоров о нарастающем отделении властных структур от общества, общественных интересов, о сверхцентрализации управления. О том, что мы все сильно закрутили, и в результате общественная активность заглохла», - подчеркнул президент. Неправильно «красить все в черные тона», сказал он. 

Говоря о ближайшем политическом будущем страны, глава государства подчеркнул, что в условиях будущей новой политической конфигурации в стране никакая стагнация недопустима. 

«Никакая стагнация, никакой застой просто недопустим, какими бы красивыми словами это не сопровождалось - мы должны двигаться вперед, двигаться уверенно, может быть, постепенно в каких-то вопросах, но неуклонно - это мое кредо», - заявил глава государства. 

По его словам, основные опасения, «которые сейчас витают в воздухе» - означает ли новая политическая конфигурация движение вперед, или остановку в пути «или застой». 

«Проводятся аналогии с периодом Брежнева. Все аналогии хромают, они бессмысленны, потому что мы в другой стране живем, другом мире. Мы сами другие, у нас другой общественный строй, другие экономические отношения, но нам все равно, конечно, нужно помнить, что было в советский период», - сказал Дмитрий Медведев. 

Комментарии экспертов

Последнее время достаточно четко выстраивается логика появления Медведева в качестве первого номера списка «Единой России» на выборах. Медведев идет на выборы с идеей нового правительства, куда он намерен приглашать большое количество и членов партии «Единая Россия», участников Народного фронта, и просто его сторонников. Здесь все понятно и логично. На выборы идет «Единая Россия», а большое количество людей из Народного фронта включено в избирательные списки.  

Причем, мы понимаем, что у нас впервые возникает такая конструкция, что известно, кого партия внесет в качестве премьера еще до завершения избирательной кампании. И в этом плане избиратель уже имеет возможность внимательно отнестись к идее того, что «Единая Россия» будет принимать непосредственное участие в формировании кабинета.  

Медведев фактически идет на выборы с идеей нового кабинета. Он уже обещал большие  серьезные ротации в составе правительства. И, по большому счету, я на сегодняшний день, если бы меня спросили, что является ключевой именно в политике Медведева как первого номера в списке «Единой России», я бы сказал, что это идея нового правительства и новых людей.  

Также я думаю, можно приветствовать попытки Медведева каким-то образом расширить ту систему  коммуникаций, в которую входит правительство. В этом плане идея большого правительства достаточно разумна. Хотя понятно, что уже сейчас слышен некий скепсис. Опыт работы правительства с тем же экспертным сообществом несколько нас на это настраивает. И здесь очень много можно приводить примеров, но достаточно вспомнить эту идею с экономической стратегией 2020, которую пытались переписать, создавали экспертные группы, обсуждали всякие предложения. Эти предложения были сделаны, но каким образом они будут реализовываться на практике новым правительством, пока не ясно. 

Поэтому очевидно, что есть некий скепсис относительно того, что будет создана некая очередная бюрократическая структура, большое правительство, куда войдут люди из «Народного фронта» или те люди, которые участвовали в недавней встрече с президентом, как его сторонники. 

И, конечно, возникает  вопрос – готовы ли  эти новые люди к конструктивной работе, способны ли к конструктивным идеям, генерировать их, и насколько это поможет самому правительству в его работе? А самое главное, будет ли малое правительство слушать большое правительство и как между ними будут выстроены отношения. 

На эти вопросы еще предстоит найти ответы. Тем не менее, очень важно, что сейчас господин Медведев понимает, что все равно нужны новые форматы в работе правительства. Надеюсь, что это не какие-то предвыборные заманилочки, а действительно реальные идеи, которые будут воплощены на практике. Очень важно, что Медведев понимает необходимость новых форматов, необходимость более широкой работы с общественными организациями, с экспертными структурами, которые могли бы свои какие-то предложения выдвигать. 

Понятно, что система принятия решения должна быть более сложной и включать в себя большее число игроков, для того, чтобы сомнительные решения отметались еще на уровне подготовки. Поэтому само стремление это сделать можно только приветствовать. Сейчас очень важно, чтобы все инициативы были более четко представлены, потому что важно понять, как вся эта конструкция будет работать. 

Надеюсь, что за то время, которое до выборов осталось, удастся не просто эту идею сохранить, но и на эти кости нарастить большое количество мяса, чтобы понять, что это не просто предвыборные инициативы, а действительно реальный план, который будет реализован в мае следующего года, когда мы обретем новое правительство. 

Что касается того, что власть в РФ стала доступнее для граждан, то здесь тоже  можно  говорить о противоречивости ситуации. С одной стороны, да, можно приводить аргументы в пользу доступности власти.  Благодаря «Народному фронту» выстроена новая система взаимоотношений между гражданским обществом и первыми лицами государства Есть определенные успехи в реализации идеи электронного правительства, что тоже, в общем-то, является определенной связью между чиновниками и людьми. 

Чиновники активно обсуждают проблемы в интернете, пусть иногда и из-под палки. Но сам Медведев делает это довольно искренне. Это тоже канал определенный связи, причем в Интернете можно прочитать много не самого лестного. 

С другой стороны, мы видим, что есть определенное недовольство населения, что власть все равно живет в каком-то коконе отдельном, и люди туда не могут проникнуть и попасть. Мы видим, все эти кампании по борьбе с мигалками, с избирательным правосудием. Да, власть пытается что-то сделать, определенные успехи есть, но само общество зачастую воспринимает власть все равно как что-то далеко стоящее и где-то там на холме сидящее. Представители власти, по мнению многих сограждан, оторваны от жизни. Они живут по своим законам, по своим правилам, у них свои дачи, свои машины, свои дороги, свои аэропорты, свое правосудие, своя обслуга и так далее. Эта проблема есть. И это особенно заметно в крупных городах.  Основные критики «Единой России» будут всю кампанию строить на этом.  

И важно, что Медведев поднимает этот вопрос. На мой взгляд, он искренне верит в то, что власть стала ближе, но это не означает, что на этом можно поставить точку. 

Медведев как раз и говорит, что «Единая Россия» не может игнорировать сигналы, поступающие от людей. Я как раз в заявлении Медведева не вижу такой четкой успокоенности, что, мол, я сказал, что власть стала ближе и больше, и ничего больше не ждите.  

Наоборот, посыл в том, что президент констатирует, что определенные успехи есть, но надо двигаться дальше. Мне кажется, что власть это движение только начинает и в дальнейшем в эту сторону предстоит еще много шагов сделать.  

Реформа государственного управления – это долгосрочный вызов, на который надо давать ответ. Мы однажды уже пытались достигнуть этого в 2003 году, но тогда административная реформа провалилась, поэтому вряд ли этот опыт можно назвать удачным. 

Сейчас, когда Медведев ставит эту задачу снова, должна появиться комплексная и продуманная программа действий. Конечно, на основании только мнений неких экспертов или блогеров осуществлять эту большую государственную программу невозможно. Должны быть системные решения предложены, и проработка должна быть довольно детальной. Это – первое, что необходимо. Второе, «большое правительство» должно быть институционализировано. То есть, с моей точки зрения, нужен какой-то или общественный совет, комитет, какая-то структура, типа Общественной палаты, которая будет проводить экспертирование проектов, оценивать деятельность правительства. Месседж Медведева по поводу большого правительства можно преобразовать в две конкретные инициативы. Это создание института, который будет подпитывать правительство экспертными решениями оценивать его деятельность и создание серьезной детальной программы действий для исполнительной власти. Причем, программа эта не должна сводится к каким-то хаотичным кадровым перестановкам, должен быть системный, взвешенный подход.  

Разумно, что  Медведев ставит эти вопросы сегодня, за несколько месяцев до прихода на премьерский пост (мало у кого-то есть сомнения, что он будет премьер-министром после ухода с поста президента). Логично, что он смотрит на ситуацию глобально, смотрит на ситуацию системно.  

Взаимодействие власти и общества, конечно, надо развивать, и это общая проблема мировой демократии сегодня. Отчуждение общества от власти, от конкретных решений, которые власть принимает, это и в мире очень распространено, и у нас в стране. Конечно, взаимодействие это нужно укреплять с помощью самых различных институтов, и существующих, и вновь создаваемых.  

Однако, для того, чтобы оценить эффективность большого правительства, нужно оценить, что это будет за структура и как она будет функционировать. Я думаю, что после уже второй встречи Медведева с его сторонниками нужно детализировать эти предложения и начать создавать какой-то конкретный институт, какую-то конкретную структуру, которая будет этим заниматься. Просто некие люди, которые ходят вокруг правительства и что-то предлагают, с моей точки зрения, это не будет эффективно. Нужно обязательно провести процедуру предложений, процедуру учета мнений граждан, блогеров, представителей общественных организаций. Нужно обязательно эту процедуру формализовать с помощью общественного комитета или совета, создать какой-то аналог общественной палаты, короче говоря, какой-то экспертной структуры при правительстве. 

Безусловно, если будет проведена реформа управления, соответствующая отечественным реалиям, а не неким абстрактным догмам, то обновление стратегических программ развития, о которых говорил Дмитрий Медведев на встрече со своими сторонниками, произойдет быстрее. 

Административная реформа, которая была проведена раньше, это была реформа, основанная на неких нелиберальных догмах. И выяснилось то, что эпоха учитывает российские реалии. Но есть две стороны. Первое: конечно, очень важно чтобы правительство опиралась на позиции экспертов и на понимание реальных нужд людей. И в этом смысле, общественные комитеты, Общественная палата и другие общественные советы при министерствах и ведомствах - это развернутая сеть системы анализа проблем и проработки разных решений. 

Но есть еще другая проблема: когда правительство начинает вязнуть в экспертных мнениях и не способно ясно ощущать свою политическую позицию, которая предопределяет выбор конкретных рекомендаций. Не первый раз такая история в нашей стране. Декабрист Лунин в своих письмах из Сибири однажды упомянул, что правительству недостает людей, потому что ему самому недостает принципов. Прошло 180 лет, а мы говорим про то же самое. Правительство пытается занять позицию демократов, стоящих над идеологическими и политическими схватками, и в то же время, пытается укрыться за некими либеральными лозунгами, которые являются якобы общечеловеческими ценностями. 

Но все равно придется делать политический выбор, определяться, кого оно поддерживает в первую очередь. В итоге из-за того, что мы пытались уйти от политического выбора, мы долгое время не готовы были проводить сначала активную жизненную политику, потом муниципальную политику, потом промышленную политику. Промышленная политика – это понятие вообще было под запретом. А ведь даже имея правильную идею, необходимо опираться на экспертную проработку, на ожидания и чувства людей. Это и есть необходимые условия существования демократического правительства. 

Но достаточным условием является еще и ясный выбор приоритетов, на основе которого действует демократическое правительство. А этого нам также явно не достает. Отсюда многомесячные дебаты и возвращение одних и тех же законов по пятому разу в Госдуму. Как только правительство займет ясно оформленную политическую позицию, будет слушать экспертов, иногда и оппозиционных, тогда мы сможем назвать его нормальным, цивилизованным, демократическим правительством. И этого явно не достает в словах как премьера, так и президента. Они не хотят говорить о этом, поскольку идеологические позиции были сильно дискредитированы в советское время. Теперь же лидеры боятся  быть обвиненными в совковости и косности. 

Но сейчас уже выросло новое поколение после крушения Союза, и эти синдромы уходят. Время политически определятся, в том числе, это стоит делать «Единой России». Кстати, представители «Единой России» - кто они? То они либералы, то они консерваторы.…  Какие они к черту консерваторы? Они плохо понимают что это такое! Но при этом, я считаю, что мысль президента о «большом правительстве» верна, правильна, ее необходимо развивать. Но при этом, я конечно бы пожелал президенту внимательно присматриваться к деятельности Общественной палаты. 

Процесс вовлечения гражданского общества в принятии каких-то решений Медведев пытался  и раньше  форсировать. Он говорил в своем послании о том, что решения,  которые затрагивают охрану окружающей среды или экологические вопросы, должны приниматься совместно с экологической общественностью. Новые власти Москвы стали более чувствительны к общественности и к общественным организациям, которые занимаются архитектурной защитой города. То есть, эти намеки на выстраивание такой интерактивной модели управления существовали и раньше. Теперь речь идет о том, чтобы актуализировать это в систему. Сделать это будет довольно сложно, именно потому, что есть намерение сделать не бюрократическую конструкцию. 

На самом деле, бюрократическую конструкцию можно построить по заданию и по заказу, можно построить ее просто в рамках административных управленческих механизмов. Точно также в рамках административных механизмов можно построить имитацию любого процесса. А чтобы сделать реально систему обратной, необходима и встречная активность самого гражданского общества. Важно также умение государства слышать и различать среди множества голосов наиболее конструктивные предложения.  

На мой взгляд, начать выстраивать такую схему взаимодействия было бы логично со сближения позиций между профильными министерствами и отраслевой общественностью. Сейчас есть множество примеров многочисленных конфликтов между управленческими структурами, министерствами и отраслевой общественностью в сфере здравоохранения, образования, относительно проведения военной реформы. И логично начать этот процесс повышения слышимости гражданского общества с вовлечения отраслевой общественности в реализуемые, обсуждаемые реформы и законопроекты.  

Шло общественное обсуждение законопроекта об образование. Но здесь важно также отработать механизм воздействия тех, кто обсуждает и тех, кто принимает решения. То есть нужны не только обсуждение, дискуссии, но хотя бы на каком-то консультативном уровне разработать механизм принятия решений.  

На самом деле, поскольку речь идет во время обсуждения того же закона образования или реформ в медицине о конфликтах и разных подходах, идея расширенного правительства важна. Такое правительство будет и, в том числе, способом урегулирования этих конфликтов, урегулирования разных подходов, разных идеологий которые существуют у управленцев и тех, кто работает в соответствующих отраслях. Спрос на такие механизмы есть, но создать их будет достаточно не просто.  

Если говорить о взаимодействии предложенного большого правительства с традиционным, самое простое, что можно предположить сейчас – это усиление экспертно-консультативных советов при министерствах и ведомствах. Речь идет о расширении практики общественных слушаний по поводу тех или иных решений, которые принимаются в недрах аппарата. Плюс, очевидно уже сейчас, что существенным механизмом такой обратной связи будет непосредственно коммуникация гражданского общества с главой правительства и другими руководителями на правительственном уровне. Это то, что можно ожидать уже сегодня. То есть, по сути, речь идет о консультативных механизмах. Но консультативные механизмы тоже могут быть ширмой, а могут быть реальной площадкой для согласования позиций и интересов. Как получится - покажет будущее. 

Что касается предложения подключиться к работе расширенного правительства и оппонентов, которые  готовы к диалогу, на мой взгляд, здесь главные встречные шаги должны быть не со стороны оппозиционных партий (не со стороны профессиональных политических оппозиционеров), а со стороны оппозиционно настроенных структур гражданского общества. Например, общественных организаций, занимающихся проблемами экологии. 

Многие из них просто по роду деятельности ведут протестную работу, борются с крупными корпорациями, либо с местными администрациями. Одним словом, они являются протестными по роду своей деятельности, и соответственно, по настроениям тоже, их вполне можно причислить к оппозиции. 

Организации такого типа могут вполне участвовать в консультациях по поводу принятия решений, которые касаются их сферы. То же самое касается и сферы образования. Там тоже оппозиционных настроений более чем достаточно, и, в том числе, даже в формальных организациях. Поэтому, на мой взгляд, не столько профессиональная политическая оппозиция, сколько оппозиционные среды, оппозиционно настроенные группы гражданского общества могут быть партнером госаппарата в этом эксперименте по созданию механизмов обратной связи. 

Сегодня у нас состоялся доверительный разговор с президентом России Дмитрием Медведевым по реализации идеи формирования «большого правительства». В рамках создаваемого Общественного комитета мы обсудили наиболее острые вопросы, касающиеся развития нашего общества, принципов выстраивания отношений между государством и общественными институтами, при  которых  власть должна лучше слышать людей и эффективнее работать для них.

Построение эффективной обратной связи между гражданами и органами власти, привлечение широкого круга экспертов к реформированию системы государственного управления, общественного устройства, совершенствования законодательства, о которых говорил Лидер нашего партийного списка - ключ к формированию современного, динамично развивающегося Российского государства, цивилизованной правовой системы общества, направленной на самореализацию и повышение качества жизни людей.

Президент особо подчеркнул необходимость обновления стратегических программ и вовлечения активных, неравнодушных граждан в систему управления государством.

Опыт партии и созданного по инициативе нашего лидера Владимира Путина Общероссийского народного фронта по проведению предварительного народного голосования, обновлению депутатского корпуса, обсуждению предложений в народную программу, доказывает  готовность лидеров нашей страны к последовательному обновлению политической системы  и государственных институтов в нашей стране, к стабильному развитию России в интересах наших соотечественников. Это - залог наших побед на предстоящих выборах и будущих свершений.

8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".