Статья
3334 14 мая 2012 12:29

Выбор Путина

Первой страной, которую Владимир Путин посетит после вступления в должность президента РФ, скорее всего, станет Белоруссия.  Эксперты усматривают в этом признак усиления сотрудничества со странами СНГ.

«Владимир Путин с направлением уже определился - это будет одна из стран СНГ. Поездка может состояться в период после саммитов СНГ и ОДКБ, которые пройдут в Москве 15 мая, но до саммита Россия-ЕС 3-4 июня в Санкт-Петербурге, откуда президент вылетит в Китай», - цитируют «Известия» слова источника, близкого к администрации президента.

По информации издания, выбор стоит между Белоруссией и Казахстаном как самыми близкими партнерами, решение будет принято на неформальной встрече лидеров СНГ 15 мая.

В свою очередь, газета «Коммерсант», ссылаясь на собственную информацию, сообщает, что первым государством, которое посетит президент РФ, станет Белоруссия, приводит информацию «Интерфакс».

«Известия» же указывают, что сейчас российско-белорусские отношения «на подъеме». Источник газеты в Кремле замечает, что президента Белоруссии Александра Лукашенко в последние полгода будто подменили - настолько он изменил риторику и настроен на сотрудничество.

Издание также отмечает, что 6 мая главы двух государств разговаривали по телефону и Лукашенко предложил Путину приехать в Белоруссию с официальным визитом.

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков сообщил «Известиям», что пока не может прокомментировать информацию о визите, в администрации президента Белоруссии газете также не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть факт предстоящих переговоров.

«До тех пор, пока нет официального объявления о том, куда состоится государственный визит президента России, говорить не о чем. Однако если такой выбор был бы сделан в пользу Минска, он бы выглядел логично», - считает государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии Григорий Рапота.

Он напомнил, что в числе первых документов российский президент подписал указ «О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ», согласно которому исполнительная власть должна продолжать активно расширять взаимодействие с Республикой Беларусь в рамках Союзного государства.

«Все это свидетельствует о приоритетности наших отношений с Минском для российской политики. Это же следует из послания президента Белоруссии народу и национальному собранию, в котором он подчеркнул: ставка на интеграцию - сознательный выбор страны», - заявил Рапота.

Отметим, что выбор Владимира Путина первой страны для визита в любом случае, судя по вышеприведенной информации, пал на одно из государств СНГ, хотя изначально по графику международных встреч такой страной должны были стать США. Здесь 18-19 мая собирается «большая восьмерка». Однако президент России Владимир Путин отказался участвовать в мероприятии, сославшись на необходимость завершить формирование правительства. Вместо него на саммите «восьмерки» в Кэмп-Дэвиде Россию будет представлять премьер-министр Дмитрий Медведев.

Аналитики полагают, что таким образом Владимир Путин, вновь ставший первым лицом государства, обозначил внешнеполитические приоритеты России на ближайшие годы.

И для такого предположения есть вполне веские основания. Еще в своей предвыборной статье, опубликованной в газете «Известия», Владимир Путин акцентировал внимание на интеграции с нашими ближайшими соседями. 

«Строительство Таможенного союза и Единого экономического пространства закладывает основу для формирования в перспективе Евразийского экономического союза. Одновременно будет идти и постепенное расширение круга участников Таможенного союза и ЕЭП за счет полноценного подключения к работе Киргизии и Таджикистана», - писал Владимир Путин.

 «Мы не останавливаемся на этом и ставим перед собой амбициозную задачу: выйти на следующий, более высокий уровень интеграции - к Евразийскому союзу», - заявляет глава правительства РФ.

Он подчеркивал: «речь не идет о том, чтобы в том или ином виде воссоздать СССР». «Наивно пытаться реставрировать или копировать то, что уже осталось в прошлом, но тесная интеграция на новой ценностной, политической, экономической основе - это веление времени», - пишет премьер.

«Мы предлагаем модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной "связки" между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. В том числе это означает, что на базе Таможенного союза и ЕЭП необходимо перейти к более тесной координации экономической и валютной политики, создать полноценный экономический союз», - отмечает Путин.

Он выразил уверенность, что сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. «И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами - такими как ЕС, США, Китай, АТЭС - обеспечивать устойчивость глобального развития», - подчеркивает российский премьер.

О том, что Россия собирается и далее преследовать свои собственные интересы и проводить независимую внешнюю политику Владимир Путин также говорил на страницах печати.  Ознакомится с его позицией по внешним вопросам можно было и в статье «Россия и меняющийся мир» в газете «Московские новости».

«Мы будем последовательно исходить из собственных интересов и целей, а не продиктованных кем-то решений. Россию воспринимают с уважением, считаются с ней только тогда, когда она сильна и твердо стоит на ногах. Россия практически всегда пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Так будет и впредь», - написал он.

«Более того, я убежден, что безопасность в мире можно обеспечить только вместе с Россией, а не пытаясь "задвинуть" ее, ослабить ее геополитические позиции, нанести ущерб обороноспособности», - заявляет Путин.

По его словам, Россия продолжит активный и созидательный курс на укрепление всеобщей безопасности, отказ от конфронтации, на эффективное противодействие таким вызовам, как распространение ядерного оружия, региональные конфликты и кризисы, терроризм и наркоугроза.

«Сделаем все, чтобы обеспечить получение Россией последних достижений научно-технологического прогресса, а нашим предпринимателям - достойное место на глобальном рынке», - заверяет премьер-министр.

«Будем стремиться к тому, чтобы формирование новой системы мироустройства, основывающегося на современных геополитических реалиях, происходило плавно, без ненужных потрясений», - сказал он.

Эксперты, анализируя статьи Путина сразу после их публикации, заявляли следующее. Так, доктор политических наук Александр Дугин высказывал мнение, что новой политикой Путина может быть только евразийство. «Для того, чтобы Владимиру Путину укрепиться и быть заново легитимным президентом в 2012 году, ему нужна идея, нужна программа и стратегия. То есть то, чего, по сути, на предыдущих этапах у него не было. На первом этапе он спас распадавшуюся страну. Потом действовал в основном по инерции, предоставив, в общем, политтехнологам право проводить стратегию на их усмотрение. Сейчас уже такими симуляторами не отделаться. И единственная непротиворечивая мировоззренческая идеологическая конструкция, которая остается Путину, – это евразийство», - сказал Дугин «Актуальным комментариям».

Эксперт не видит никаких неразрешимых задач при создании этого объединения.  «Украина, если с ней правильно вести работу, подключится к интеграционным  процессам. Украинские люди - достаточно верные и мягкие. Если к ним правильно подойти, можно изменить их отношение и к Таможенному союзу, и к Единому экономическому пространству, и к Евразийскому союзу. Только к ним нужно подобрать ключ. Этим нужно заниматься. Да, это непросто. Но “плясать” надо не от ресурсов, а от воли», - считает Александр Дугин. Он напомнил, что Россия никогда не воевала ни с Украиной, ни с другими соседями. «Недоразумения бывают у всех, но надо двигаться к общей цели, к общему идеалу. И чем будет более решительно настроена в этом вопросе Россия, тем легче эти процессы пойдут», - убежден политолог.

В свою очередь директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов выразил убежденность, что Евразийский союз позволит его членам в будущем защититься от кризисных явлений вместе. «Элиты ряда постсовестких государств осознают, что потенциал автономного развития исчерпан. Интеграционные процессы дают им самим новые возможности по защите их национальных экономик перед лицом достаточно непростых времен, которые как прогнозируются, в том числе, и президентом Медведевым, будут только ухудшаться и осложняться», - сказал Симонов в беседе с «Актуальными комментариями».

Как отметил заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин, комментируя статью Путина, посвященную внешней политике, «реализм и ориентация на развитие - две самых главных цели, которые отстаиваются во всех статьях и которые являются центральными для программы Путина». «Ориентация на развитие исключает ставку на конфронтацию», - подчеркнул Зудин. «К тому же этот реалистический принцип - признание тех основополагающих угроз, которые существуют во внешнем мире, и с которыми Россия не может не считаться», - добавил он.

Что касается отношений с США, то в одном из первых указов («О мерах по реализации внешнеполитического курса РФ») сразу после своей инаугурации президент России заявил, что намерен проводить курс на поддержание стабильного и предсказуемого взаимодействия с США, но не допустит введения односторонних экстерриториальных санкций США против российских юридических и физических лиц.

В соответствии с документом Россия в отношениях с США намерена проводить «курс на поддержание стабильного и предсказуемого взаимодействия на основе принципов равноправия, невмешательства во внутренние дела и уважения взаимных интересов, ориентируясь на выведение двустороннего сотрудничества на подлинно стратегический уровень».

При этом, МИД России поручено «вести активную работу в целях недопущения введения односторонних экстерриториальных санкций Соединенными Штатами Америки против российских юридических и физических лиц».

Профильному министерству также поручено продвигать инициативы, касающиеся дальнейшей либерализации визового режима.

В этом же указе говорится, что Россия будет отстаивать свои подходы в связи с созданием глобальной противоракетной обороны и «добиваться предоставления твердых гарантий ее ненаправленности против российских сил ядерного сдерживания».

МИД РФ должен будет развивать отношения с НАТО с учетом готовности организации принимать во внимание интересы РФ в сфере безопасности.

Также перед дипломатами поставлена задача «продолжать работу в целях создания на Евроатлантическом пространстве системы равной и неделимой безопасности на международно-правовой основе».

Еще одно поручение МИД РФ - продвигать инициативы по реформированию ОБСЕ «в целях превращения ее в эффективный механизм коллективного взаимодействия в интересах всех государств-участников».

Еще одним приоритетом внешней политики РФ в Евроатлантическом регионе названа «поддержка деятельности Совета Европа по укреплению единого для всех европейских государств правового пространства».

Что касается ближайших мероприятий в Москве, то саммит СНГ будет неформальным, а встреча лидеров стран ОДКБ будет юбилейной. Участники Договора отметят 20-летие его подписания и 10-летие создания ОДКБ. В сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ (состоит из глав государств стран-членов) примут участие главы всех государств-членов Организации - президенты России Владимир Путин, Армении Серж Саргсян, Беларуси Александр Лукашенко, Казахстана Нурсултан Назарбаев, Киргизии Алмазбек Атамбаев, Таджикистана Эмомали Рахмон и Узбекистан Ислам Каримов.

Комментарии экспертов

Первые внешнеполитические шаги Владимира Путина достаточно показательны. Это и то, что он отказался от участия в заседании «большой восьмерки» в Кэмп-Дэвиде и отправил туда сильно потерявшего в статусе Дмитрия Медведева, и то, что в качестве своего первого зарубежного визита он поедет в Белоруссию.

Постсоветское направление уже заявлено в качестве приоритетного. Фактически Запад загоняет Россию в угол. Нам ничего не остается, как пытаться консолидировать своих союзников на постсоветском пространстве, сформировать экономические и политические блоки из бывших республик Советского Союза, и таким образом стараться подстраховаться от давления извне, из дальнего зарубежья.

Во внешнеполитической деятельности третьей администрации Владимира Путина приоритетным направлением станут страны СНГ. Упор будет сделан на формирование Евразийского экономического пространства и на укрепление ОДКБ. Будет предпринята попытка мягкой интеграции государств, ориентированных на партнерство и сотрудничество с Россией.

Несмотря на все противоречия, достаточно громкие ссоры и взаимные упреки, самым ближайшим союзников России на постсоветском пространстве является Белоруссия. Логично, что Владимир Путин начнет внешнеполитические контакты с территории этой республики, которая находится в сфере влияния Российской Федерации и в военно-политическом плане всегда была лояльна к России.

Россия вряд ли свернет свою деятельность на западноевропейском и американском направлении, определенное взаимодействие продолжится. В первую очередь это касается европейского направления. Европа сейчас пребывает в состоянии кризиса, и ей самой жизненно важно поддерживать добрые контакты с Россией.

Что касается США, то здесь возможно определенное охлаждение, потому что сфер взаимных интересов практически нет. Соединенные Штаты Америки демонстративно игнорируют национальные интересы России, выстраивая системы ПРО и оказывая поддержку цветным революционерам на постсоветском пространстве. На этом направлении скорее возможно осложнение отношений - вплоть до серьезного обледенения.

Визиты в страны США и Евросоюза играют самую серьезную роль, в ходе таких визитов решаются очень многие проблемы, задачи.

Отношения с Евросоюзом для России имеют очень важное, принципиальное, стратегическое значение. Если мы говорим о модернизации страны, то для ее проведения Россия планирует получать из Евросоюза различные технологии. Нужно стремиться к формированию некого единого с ЕС пространства - в том числе технологического и интеллектуального.

Другое дело, что Белоруссия, Казахстан, а также другие страны СНГ, постсоветские государства являются нашими союзниками. Это как то, что Анжелина Джоли может и хорошая любовница, но большинство предпочитает поздравлять с Восьмым марта свою жену, а не ее. У нас с этими странами близкие, родственные отношения - это важное обстоятельство. Белорусы – наши братья, с которыми мы строим единое союзное государство, Таможенный союз, евразийское пространство.

Путин таким образом расставляет приоритеты - мы должны строить свою жизнь совместно с белорусами, казахами, украинцами, и так далее. В соответствии с этим и выстраиваются приоритеты.

Большинство западных наблюдателей с пониманием отнесется к этому выбору, потому что они тоже прежде всего уделяют внимание своим союзникам. Мы должны больше любить тех, кто любит нас, кто к нам лучше относится, тому отдается приоритет, туда совершаются визиты.

Следующий визит, я думаю, будет в Казахстан, а после этого в Китай - поскольку с Китаем у нас устанавливается серьезное стратегическое партнерство. Мы, как известно, совместно с Китаем проголосовали по Сирийской резолюции, которая имеет принципиальное значение с точки зрения позиционирования на международной арене и отношения к ключевым проблемам сегодняшнего мира.

В принципе, Путин мог в первую очередь поехать на Украину (это тоже один из его главных приоритетов), но украинские власти предупредили этот визит своими не очень продуманными действиями. Я думаю, что визит на Украину состоится в ближайшее время - может быть, даже до Китая и Евросоюза.

Путин, организуя визиты, выстраивает систему приоритетов. Так делают все, и это абсолютно нормально, все относятся к этому с пониманием. Пусть едет в Белоруссию и Казахстан. Будут у него и визиты в Китай, и визит в Евросоюз, который является для нас очень важным стратегическим партнером.

Путин не боится слушать нравоучения, ему самому есть что сказать. Кроме обмена колкостями, есть серьезные проблемы, которые нужно обсуждать и приходить к согласию: позиция по Сирии, позиция по Ирану. Нужно думать и об экономическом сотрудничестве - об отмене виз, о создании единого пространства в области образования и других сферах.

Приоритетом Путина является постсоветское пространство. Он говорил об этом в своем указе и в своих статьях.

В этом свете понятен его визит в Белоруссию. Наша задача заключается в том, чтобы к 2015 году заработало Евразийское содружество. Для того, чтобы расчистить разного рода накопившиеся проблемы и достичь каких-то твердых договоренностей относительно дальнейшего экономического развития, надо провести много переговоров с Александром Григорьевичем.

В Белоруссии непростая экономическая и политическая обстановка. В ситуации, когда Белоруссия продолжает быть изгоем, трудно создавать Евразийское сообщество. Путину нужно консолидировать внутриполитические и внешнеполитические позиции Белоруссии.

Надо понимать, что здесь речь идет не о влиянии, а о взаимной выгоде и интересах граждан тех стран, которые включаются в интеграционные процессы, о том, чтобы реализовывать потенциал взаимных выгод.

Путин в своих статьях и указе от 7 мая говорит о необходимости продвигаться в пространстве интеграции. Он прямо назвал три стороны, которые выступают инициаторами, плюс выразили желание присоединиться Киргизия и Таджикистан. Дальше речь идет об Армении, которая говорит, что они бы рады, но у них нет общей границы, и надо думать, как решать эту проблему, и встает вопрос, какой выбор сделает Украина. Это большая работа.

Наше экономическое пространство сужается до постсоветского. Владимир Путин говорил в своей программной статье, посвященной внешней политике, что главным внешнеполитическим направлением России является Евразийское экономическое пространство. Это свидетельство того, что, создавая Евразийский союз, мы хотим остановить сжатие геополитического пространства, находящегося в зоне российского влияния.

Владимир Путин выбрал Белоруссию для своего первого визита, потому что, объективно говоря, сейчас больше некуда ехать. Первый внешнеполитический визит нового президента указывает на то, какое именно направление он считает основным.

Для того, чтобы оставить в истории впечатление удачного первого визита, нужно ехать в страну, где с ее лидером можно сделать красивое, совместное, и, по сути, ни к чему не обязывающее заявление по вопросу, по которому и так все уже ясно.

Отношения России с Белоруссией сейчас выстроены так, что главе государства не придется отвечать на невнятные, тяжелые, сложные вопросы. Визит Путина туда может ограничиться нейтральными заявлениями и декларациями. В то же время первый внешнеполитический визит президента запомнится, как успешный.

Россия субсидирует Белоруссию, при этом делая белорусскую экономику зависимой от того, какую цену на газ она выставит. Белоруссия же шантажирует Россию своим возможным экономическим сотрудничеством с Западом.

Визиты во все остальные страны западной демократии требуют работы, быстрое достижение конкретных результатов там невозможно, а успеха на этом направлении пока нет.

23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 22 апреля 2024 Главное
Новый этап эскалации
 Новый этап эскалации Законопроект, одобренный Палатой представителей США о выделении военной помощи Украине, не окажет кардинального влияния на ход конфликта, но позволит Украине «выиграть время для восстановления своей армии и наращивания собственного оборонно-промышленного потенциала», считают американские эксперты. О том, что означает принятие этого законопроекта — в нашем материале.
19 апреля 2024 Новости  Украина близка к поражению: западные эксперты о проблемах с поставками оружия Без поставок оружия со стороны Запада Украина близка к поражению. Такого мнения придерживается целый ряд американских экспертов. При этом они обращают внимание на то, что из $113 млрд, выделенных Украине Конгрессом, около $68 млрд останутся в США и будут инвестированы именно в американскую промышленность. «Актуальные комментарии» подготовили обзор докладов на тему украинского конфликта, опубликованных американскими аналитическими центрами за последнюю неделю.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".