Статья
13081 11 августа 2018 11:05

Выборы-2018. Как агитируют в регионах

До единого дня голосования остался месяц. Предвыборная кампания в регионах постепенно набирает обороты — «Актуальные комментарии» решили подробно рассмотреть, как справляются с агитацией кандидаты в депутаты и губернаторы и подчеркнуть самые удачные и неудачные примеры.

Екатеринбург. Самые скандальные выборы

Несмотря на то, что Свердловская область в этом году ограничивается лишь выборами в городскую думу Екатеринбурга, местную кампанию можно назвать одной из самых скандальных, противоречия начались еще на стадии праймериз «Единой России», когда региональное отделение не согласилось с так называемым «Списком Тунгусова». В ситуацию пришлось вмешиваться руководству партии, дабы избежать полномасштабного конфликта.

Конфликтность сохранилась и на этапе агитационной кампании. Во-первых, реготделение партии пыталось пойти под лозунгом «Единая Россия — партия президента», чему в конечном итоге воспрепятствовал ЦИК. Тем не менее, баннеры с таким текстом успели провисеть некоторое время и попасть в объективы камер.

КАРТИНКА ЕКБ 1.jpg

От «Единой России» не отстают и другие партии, лозунги которых получились хлесткими и подчас провокационными. Левые партии традиционно пытались играть на теме пенсионной реформы. Эсеры вышли со слоганом «Засуньте пенсионную реформу себе в стол», а коммунисты считают, что «хватит терпеть» рост тарифов ЖКХ, пенсионную реформу и «жуликов» — пользуясь, правда, старым лозунгом Жириновского, разлетевшимся на мемы еще в далеком 2012 году. На теме повышения пенсионного возраста пытались также играть и независимые кандидаты.

КАРТИНКА ЕКБ 2.jpg

Впрочем, примечательны здесь и менее конкретные по содержанию лозунги. Единоросс Александр Смолин обыгрывает свою фамилию в слогане «Смолин сможет», а эсер Андрей Станкевич считает, что должно наступить «время первых, честных и верных».

КАРТИНКА ЕКБ 3.jpg

Любопытно и появление однофамильцев — Алексей Вихарев баллотируется от «Единой России», а Григорий Вихарев от ЛДПР.

Алтайский край. Традиционный подход

На Алтае проходят досрочные выборы губернатора региона, а также голосование в городскую думу. Наибольшую активность здесь проявил врио Виктор Томенко, выступив с программной газетой «Энергия развития», в которой обрисовал контуры развития Алтая. Особенно выделим отдельное место для предложений по программе развития региона — их можно отправить по электронной почте или по телефону. Однако агитматериалы

КАРТИНКА АЛТАЙ 1.jpg

В рядах оппозиции действующему врио колоритными лозунгами «В правде сила» и «Жить по совести» отметился Андрей Крылов из «Партии роста».

КАРТИНКА АЛТАЙ 2222.jpg

Архангельская область. Серая кампания

Жители Архангельска в этом году выбирают депутатов в городскую думу, а также вместе с жителями области — депутатов региональном парламенте.

Единороссы выступили с блеклым и абстрактным лозунгом «Любим Россию, работаем для людей, гордимся севером», под которым баллотируются все депутаты от партии.

КАРТИНКА АРХАНГЕЛЬСК 1.jpg

Жестче себя повела оппозиция — в частности, руководитель местных эсеров собирается в случае победы «переселить чиновников в ветхое жилье».

КАРТИНКА АРХАНГЕЛЬСК 2.jpg

Иркутская область. Неправильная верстка

Выборы в иркутский ЗакС не обошлись без курьеза со стороны местных единороссов — депутат Ирина Чекотова, выпустившая настольный календарь с неправильной версткой. Каким тиражом был выпущен агитматериал, не сообщается.

КАРТИНКА ИРКУТСК 1.jpg

Республика Бурятия. Хороший агитматериал можно использовать дважды

Не менее курьезной получилась и ситуация в республике Бурятия. Во-первых, местный единоросс Татьяна Мантатова на выборы в республиканский парламент вторую кампанию подряд пошла с лозунгом «Слышать, действовать, помогать», не внеся никаких изменений, чем вызвала критику в свой адрес.

КАРТИНКА БУРЯТИЯ 1.jpg

Слоган, по мнению местных политиков, оказался настолько удачным, что некоторые не удержались от плагиата, его в неизменном виде скопировал эсер Иринчей Матханов.

КАРТИНКА БУРЯТИЯ 2.jpg

Из примечательного: единоросс Батор Цыбиков баллотируется с двустишием «От Пентагона до Элеватора выбираем Цыбикова Батора». Каким образом Пентагон оказался включенным в избирательные округа республики Бурятия, кандидат не сообщил.

КАРТИНКА БУРЯТИЯ 3.jpg

Владимирская область. Креатив коммунистов

В этом году регион выбирает губернатора и парламент. Несмотря на то, что журналисту и шоумену Максиму Шевченко было отказано в регистрации, он успел выступить с эффектной агитацией.

КАРТИНКА ВЛАДИМИР 1.jpg

Интересным вышло и название газеты КПРФ «За правое дело», которое смотрится как оксюморон, учитывая, что «Правое дело» — бывшее название идеологически полярной для коммунистов «Партии роста».

Остальные кандидаты особым креативом не запомнились — разве что кандидат от ЛДПР Владимир Сипягин попытался обыграть тему «варягов» во главе региона, подчеркнув свое местное происхождение.

Волгоградская область. Против пенсионной реформы

На фоне абстрактных лозунгов прочих кандидатов коммунист Денис Киров, баллотируясь в местную городскую думу, максимально обстоятельно подошел к лозунгам, в которых вместо процветания России первоочередной целью назвал возобновление движение троллейбуса № 18. Помимо этого в числе задач молодого кандидата — благоустройство улиц, строительство третьей очереди трамвая и бесплатный проезд в трамваях и троллейбусах для школьников и пенсионеров. Впрочем, здесь сходу виден и минус — зацикленность на электрическом транспорте.

КАРТИНКА ВОЛГОГРАД 1.jpg

Данная практика примечательна тем, что она характерна для муниципальных выборов в Европе, но не слишком распространена в России.

С откровенным эпатажем выступила ЛДПР — в профильном телеграм-канале «Агитуха» опубликовали фото девушки с партийной футболкой, на спине которой — надпись «Покойникам пенсия не нужна», изображение могилы с числами 63/65. Сообщается, что такие футболки партия использует в агитации по всей стране.

КАРТИНКА ВОЛГОГРАД 2.jpg

Республика Саха (Якутия). Национальный язык

На выборах в городскую Думу местный эсер Михаил Рахматуллин выбрал нерезультативную игру слов со слоганом «Решаем проблемы», где выделил слово «мы» другим цветом — получается сочетание «мы-проблемы».

КАРТИНКА ЯКУТСК 1.jpg

Среди прочих выделятся единоросс Александр Саввинов, сделавший баннер на якутском языке.

КАРТИНКА ЯКУТСК 2.jpg

Этот шаг, по мнению экспертов, может сыграть на кандидата, учитывая непростую ситуацию вокруг законопроекта о национальных языках.

Калининградская область. Странные сравнения

Кандидат от ЛДПР на дополнительных выборах в Госдуму по одномандатному округу от самого западного региона России в предвыборной брошюре неоднозначно заявил, что «работает мощнее белоруса».

photo_2018-08-02_13-32-35.jpg

Нижегородская область. Офлайн реклама YouTube

Коммунист Николай Рябов, также баллотирующийся в Госдуму, выбрал крайне неочевидный метод раскрутки своих видеороликов. Вместо посевов в самой соцсети и покупки таргетированной рекламы, он выбрал офлайновый метод, на баннере разместив буквально следующее: «Смотри кого выбираешь: Ютуб Николай Рябов КПРФ».

КАРТИНКА НИЖЕГОРОДСКАЯ 1.jpg

Редакции АК найти канал Николая Рябова на YouTube не удалось.

Приморский край. Игра на мемах

Кандидат в губернаторы от КПРФ Андрей Ищенко решил в буквальном смысле не колебаться с линией партии и скопировал грудининского «кандидата от народа». Он не учел одну проблему — лозунг еще по ходу президентской кампании превратился в мем.

КАРТИНКА ПРИМОРЬЕ 1.jpg

Устаревшие лозунги захватили в регионе и эсеров — кандидат от партии Алексей Козицкий выбрал лозунг «Справедливый. Козицкий. Свой.»

КАРТИНКА ПРИМОРЬЕ 2.jpg

Кризис идей и отсутствие технологий

Обзор агитационных материалов в регионах демонстрирует, что политикам сложно придумать что-то новое. Некоторые и вовсе используют одни и те же лозунги несколько кампаний подряд. В случаях, когда партии или политики пытаются проявить креатив, то получается как в случае с офлайн рекламой канала на YouTube, которая лишена всякого смысла.

Основной причиной скучности и неактуальности агитационных материалов является низкая конкурентность самих выборов. Кандидатам не выгодно вкладываться в рекламу в условиях, где результат выборов предопределен. Оппозиционеры в своих АПМ отбывают номер, а представители партии власти, несмотря на запрет использования в агитации образ президента РФ Владимира Путина, все равно пытаются играть на его рейтинге, так как, согласно последним опросам ФОМ, рейтинг самой партии упал до исторического минимума — 32%.

Помимо отсутствия новых идей в АПМ наблюдается и технологический кризис. В регионах практически не используют агитацию в сети, микротаргетинг и какие-то новые и нестандартные решения. Причиной все также является низкая конкурентность выборов, однако здесь стоит отметить и общую пассивность оппозиции. Учитывая негатив из-за пенсионной реформы, представители парламентской оппозиции могли бы получить гораздо больше мест в региональных парламентах, однако инициатива отсутствует.

Источник изображений
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".