Новость
1508 11 ноября 2020 9:03

Выживет сильнейший: что нужно делать бизнесу в условиях нового локдауна

Уровень оптимизма частного российского бизнеса резко ухудшился и достиг минимум с 2009 года. С июня этот показатель упал на 14 процентных пунктов. Об этом говорят данные октябрьского опроса консалтинговой компании IHS Markit.

По данным исследования, количество компаний, ожидающих повышения цен, увеличилось на 32%. Большинство опрошенных производителей и поставщиков планируют поднять цены, чтобы компенсировать издержки. Кроме того, российский бизнес наиболее пессимистично оценивает инвестиционные планы на ближайший год. Впервые с января 2009 года доля компаний, не планирующих новые капитальные вложения, превысила долю планирующих — сальдо между ними составило минус 1%. По мнению аналитиков, предприниматели потеряли импульс к восстановлению, так как производство и новые заказы сократились.

По данным Минпромторга, ограничительные меры из-за коронавируса не пережили 20% ресторанов и кафе, в непродовольственном секторе обороты в этом году упали на 40%.

Корреспондент «Актуальных комментариев» спросил у бизнесмена Павла Гагарина про падение оптимизма российского бизнеса.

— Конечно, на оптимизм бизнеса повлияла пандемия, просто она сделала это многопланово. Это момент истины, насколько государство может встать на сторону бизнеса и ему помогать. Пакеты поддержки для малого и среднего бизнеса особо не повлияли, более того некоторые бизнесмены залезли в кабальное кредитование, потому что кредиты нужно либо отдавать, либо сохранить до 90% сотрудников, а это очень трудно. Плюс усилилось количество проверок. Несмотря на то, что сейчас введен мораторий на проверки, налоговые и Роспотребнадзор продолжают свою деятельность и выписывают штрафы. Сам информационный фон создает негатив. Плюс мы видим падение потребительского спроса. Индустрия гостеприимства в глубоком минусе, промышленность страдает, банки переживают не лучший период, так как люди забирают оттуда деньги, потому что никто не знает, что будет дальше.

Есть еще и внешние факторы: падение цен на нефть и взлет курса доллара. Это ведет к удорожанию всех импортных товаров и комплектующих, а у нас практически все отрасли, в том числе промышленность, сельское хозяйство и строительство, импортозависимые. Курс с весны вырос на 20%, а мы многие товары покупаем за рубежом. Кроме того, влияют пересмотр налогового маневра, повышение налогов и ставок.

Все это негативно влияет на бизнес, а давление государства продолжает расти. Но, с другой стороны, несмотря на пессимизм, настроение остается боевым. Многие бизнесмены не собираются банкротиться и планируют стоять до конца. Сейчас идет развитие кризиса. Весной было только начало, осенью начался основной кризис, который будет продолжаться длительное время. Однако, его не получится пересидеть. Выиграют те, кто будет что-то продавать, демпинговать, устраивать ценовые войны и работать. Выживут те, кто примет жесткие меры к своему бизнесу.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".