Статья
1263 24 марта 2009 0:01

Заседание Совета безопасности

Состоялось заседание Совета безопасности РФ, посвящённое разработке стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года и её реализации. Заседание прошло под председательством Президента РФ Дмитрия Медведева.

Президент России призвал создать в стране единую систему стратегического планирования, сообщает «Интерфакс». По мнению Дмитрия Медведева, доминирование ведомственных приоритетов работе по планированию не не всегда способствует эффективному достижению единых стратегических целей. Как заявил президент, «такая раздробленность мешает двигаться стране вперёд». Дмитрий Медведев подчеркнул, что создание целостной системы стратегического планирования будет способствовать тесной координации между федеральным центром, регионами и муниципалитетом, а также гражданским обществом. Кроме того, такая система должна опираться на чёткую нормативную базу.

На заседании Совета состоялось обсуждение Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года. По словам Дмитрия Медведева, её идеологию можно определить как «безопасность через развитие» - и эта идеология, по мнению президента, полностью отвечает достижению стратегических целей развития страны. Документ строится на принципах преемственности государственной политики в сфере безопасности и опирается на систему национальных приоритетов России.

По мнению Дмитрия Медведева, Россия стала качественно другой страной и вышла на уровень долгосрочного стратегического развития, она развивается уверенно и устойчиво. Тем не менее, по словам президента, за прошедшие годы существенно изменилась и обстановка в мире, и основные угрозы, появились новые вызовы. Как заявил Дмитрий Медведев, все они нашли своё отражение в новой Стратегии. Он также подчеркнул, что документ взаимосвязан с концепцией социально-экономического развития России до 2020 года.

Совет безопасности также рассмотрел сегодня в рамках Стратегии национальной безопасности Перечень критериев и показателей уровня национальной безопасности, которые включают в себя оценку ряда сфер: социально-экономическую, международную, и информационную.

Как сообщила пресс-служба Совета безопасности РФ, Стратегия национальной безопасности ставит своей целью координацию органов государственной власти и общественности в деле защиты национальных интересов России. В основу замысла Стратегии положены ключевые концептуальные установки развития России и обеспечения национальной безопасности, сформулированные в Послании президента РФ Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года.

По итогам заседания Совета безопасности принято решение о доработки стратегии в течение месяца без изменения её основных приоритетов. Доработка будет предполагать внесение согласованных в течение отведённого срока дополнений и улучшений.

Как неоднократно заявлялось руководством Министерства обороны и правоохранительных органов, военно-политическая обстановка в мире в целом и в ряде регионов, сопредельных с Российской Федерацией, существенно осложнилась. В связи с мировым финансовым кризисом и его негативными последствиями для российской экономики возникла угроза осложнения социально-политической ситуации внутри России. Одновременно с этим в России проводится реформа Вооружённых сил и структуры управления ими. Новые обстоятельства и угрозы требуют формулирования новой стратегии России в области национальной безопасности, которая должна учитывать новые вызовы, стоящие перед государством и гражданами.

Комментарии экспертов

Предложение о создании единой вертикали планирования, с которым выступил президент, вполне логично. Действительно, у нас много структур, которые занимаются  разного рода планированием: как планированием акций, так и индикативным планированием, скажем, в экономике, и логично было бы их объединить. На Западе есть структуры наподобие РЭНД-корпорейшн, которые обладают значительным опытом в стратегическом планировании. В СССР был Госплан, и в отдельные периоды он работал достаточно эффективно.

Конечно, и стратегическое планирование, и индикативное планирование неплохо бы объединить. Вопрос только в том, как это будет реализовано, какова будет структура новой вертикали, будет ли головная структура и если да, то какая - государственная, общественная или государственно-частное партнёрство. С этим необходимо определиться.

Важно, чтобы это была творческая, а не забюрократизированная структура. Мне кажется, что здесь лучше подошёл бы формат такой большой аналитической корпорации, типа американской РЭНД-корпорейшн, а не Госплана. Я считаю необходимым создание головной координирующей структуры, так как в противном случае это будет обычное взаимодействие чиновников между собой, как это было по нацпроектам – то есть, то же самое, что существует сейчас. С моей точки зрения, было бы оптимально, чтобы этой структурой стало бы не ведомство, а интеллектуальная корпорация, «мозг» стратегического планирования.

Сегодняшнее заседание Совета безопасности - крайне важное. «Стратегия национальной безопасности» является «материнским» программным документом по отношению к остальным стратегиям и доктринам, в том числе по отношению к военной доктрине и стратегии информационной безопасности. Без принятия стратегии национальной безопасности невозможно принятие новой военной доктрины. Как известно, разработка и принятие новой военной доктрины запланировано до конца текущего года.

Отсутствие военной доктрины порождает нервозность среди офицерского состава, который, к тому же, не вполне понимает планы военного руководства по реформированию армии. Следует признать, что разъяснительная работа в Вооружённых силах руководством Министерства обороны полностью провалена. Это обстоятельство, в сочетании с отсутствием главного военного программного документа, создаёт нервозную морально-психологическую обстановку в войсках, что дополнительно снижает и так невысокую боеспособность армии.

Скорее всего, на заседании Совбеза президент «анонсирует» новую стратегию и озвучит основные угрозы безопасности России на ближайшие десять лет. Ими наверняка станут потенциальная угроза посягательства на территориальную целостность России в борьбе за природные ресурсы, рост религиозного и этнического экстремизма, а также демографический упадок и негативные последствия экономического кризиса. Как бы то ни было, после заседания Совбеза станет ясно, каким видит руководство страны ее развитие в ближайшие десять лет.

Обсуждение концепции национальной безопасности, конечно же, представляет значительный интерес. За прошедший год стали очевидными принципиально новые вызовы и тенденции как в области безопасности, так и в области мировой политики и экономики. Понятно, что для России здесь сыграла роль прошлогодняя «пятидневная война» на Кавказе, которая, на самом деле, была связана со многими предшествовавшими ей событиями. Во-первых, признание Косово США и частью европейских государств создала новую ситуацию в европейской политике, во-вторых, американская инициатива по третьему позиционному району ПРО создала совершенно новые тренды в области европейской безопасности. Новые внешнеполитические акценты возникли и в связи с планами расширения НАТО за счёт Украины и Грузии, и в связи с политической ситуацией в самой Украине, которая, с одной стороны, косвенно участвовала в югоосетинском конфликте, а с другой – она сама со временем продолжает дестабилизироваться. Участие России в югоосетинском конфликте позволили сделать важные выводы по поводу перспектив реформы и модернизации армии.

Другой блок вопросов, влияющих на ситуацию с национальной безопасностью – это последствия мирового экономического кризиса, которые имеют и геополитическое измерение. Достаточно упомянуть модель «Большой двойки» Америки и Китая, которая сейчас поддерживается многими группами в элите США. Такие геополитические вопросы тесно связаны с вопросами международной безопасности.

Помимо геополитических последствий мирового кризиса есть и внутренние экономические вызовы. Необходима увязка стратегических планов социально-экономического развития страны с антикризисной стратегией. Важны и вопросы политической безопасности: такие, как угроза использования социального недовольства деструктивными и экстремистскими политическими силами. Но ещё важнее долгосрочные тренды в области социальной безопасности, проблемы «человеческого капитала», от которого зависит и всё остальное. Есть проблемы низкой продолжительности жизни, недостаточного качества образования и здравоохранения, эрозии ценностей в обществе. Эти проблемы с точки зрения долгосрочных целей и задач развития не менее важны, чем те традиционные приоритеты, о которых мы говорим чаще всего.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".