Статья
1482 10 декабря 2020 18:07

«Зелёное» будущее откладывается: с какими проблемами сталкиваются развивающиеся страны

Могут ли страны с формирующейся рыночной экономикой развиваться при одновременном сокращении выбросов парниковых газов? Специалисты американского Центра стратегических и международных исследований Никос Цафос и Лахлан Кэри подготовили доклад, в котором анализируются особенности энергетического перехода на развивающемся рынке. Также рассмотрен вопрос, как политики и другие заинтересованные стороны могут продвигать переход к «зеленой» энергетике.

Для анализа были выбраны три региона: Вьетнам, Эфиопия и индийский штат Гуджарат, которые в разные периоды заявили о переходе к «зеленой» энергии. Такой выбор связан с тем, что эти регионы имеют как общие черты, так и отличные. С точки зрения численности населения все они достаточно крупные: там проживает более 270 млн человек, из которых более 180 млн — в сельской местности.

Уровень урбанизации в Эфиопии составляет всего 20%, во Вьетнаме — 37%, а в Гуджарате — чуть более 40%. Однако во всех трех есть большие городские агломерации с населением от 4 до 10 млн человек в каждой. Во всех трех странах наблюдается быстрый экономический рост: Эфиопия и Вьетнам являются одними из лидеров по росту доходов на душу населения в период с 2000 по 2019 год, а Гуджарат — один из самых быстроразвивающихся штатов Индии. Доходы на душу населения во Вьетнаме и Гуджарате схожи — чуть меньше $3 тыс. в год, в то же время Эфиопия намного беднее — в 2019 году менее $1 тыс.
  
Их энергетические системы также имеют сходства и различия. Так, в Эфиопии преобладает гидроэнергетика с ограниченным использованием ископаемого топлива, в основном в транспортном и промышленном секторах. Вьетнам и Гуджарат больше полагаются на уголь, хотя оба все больше переходят на энергию ветра и солнца. Все три региона добились значительного прогресса в обеспечении доступа к электроэнергии, хотя в 2018 году уровень электрификации Эфиопии все еще был ниже 50%.

Особой разницы между энергетическим переходом в развитых и развивающихся странах нет, так как в обоих случаях будут использоваться аналогичные технологии, которые должны поддерживаться балансом рыночных сил и государственного регулирования. Ветряная турбина, установленная в Техасе, будет аналогична той, что установлена в Гуджарате. И Флориде, и Вьетнаму потребуются одинаковые энергосберегающие кондиционеры, различаться будут только модели. Система общественного транспорта в Эфиопии будет использовать те же методы, что и в Париже.

В то же время энергетический переход в развивающихся регионах выглядит иначе, чем в развитых странах. Во-первых, большинство развивающихся рынков все еще строят свою инфраструктуру, и поэтому их задача —сделать инфраструктуру устойчивой, а не заменять все, что построили предыдущие поколения. С другой стороны, ресурсы, которые они могут направить на энергетический переход, более ограничены — «зеленый тариф» в Германии отличается от «зеленого тарифа» во Вьетнаме. Институциональный и рыночный контекст также будет разным: правила, принятие решений и разрешение споров — все это предварительные условия для инвестиций, размер которых в странах с развивающейся экономикой будет отличаться от развитых государств. Анализ, проведенный специалистами Центра стратегических и международных исследований, выявил несколько общих черт в контексте этих трех развивающихся регионов.

В электроэнергетике добиться прогресса намного легче, чем в транспорте, промышленности и строительстве. Это подтверждает опыт развитых стран, где использование солнечной и ветровой энергии для производства электроэнергии было основным инструментом сокращения выбросов углекислого газа. Во всех трех случаях — Вьетнаме, Эфиопии и Гуджарате был достигнут гораздо больший прогресс в производстве электроэнергии с низким содержанием углерода, чем в сокращении выбросов в промышленности, электрификации пассажирских перевозок или поддержке низкоуглеродных видов транспорта.

Гуджарат одним из первых начал использовать ветер и солнечную энергию, а Вьетнам недавно добился успеха в использовании солнечной энергии — оба в значительной степени полагались на «зеленые тарифы» и использовали мировую тенденцию в затратах на электричество для солнечной и ветровой энергии. Оба были открыты для частного и иностранного капитала. И оба столкнулись с некоторыми проблемами: «зеленый тариф» в Гуджарате, хотя и гарантировал энергетическим компаниям выручку, не имел гибкого механизма для усиления дефляции издержек. То же самое может произойти во Вьетнаме, поэтому страны в последнее время переходят к более рыночным механизмам аукционов и соглашений о поставках электроэнергии.

Что касается транспортного сектора, то Вьетнаме и Гуджарате распространены двухколесные средства перевозок. Кроме этого, Гуджарат также в значительной степени полагается на автомобили, работающие на природном газе, которые с точки зрения декарбонизации вносят хотя и скромный вклад, но имеют значение в решении проблемы загрязнения воздуха. Во Вьетнаме многоцелевые районы являются важным наследием, которое обещает уменьшить потребность в транспорте. Грамотное городское планирование требует большого объема инвестиций, но это намного проще, чем преобразование города, инфраструктура которого основана на использовании частных автомобилей.

Результаты анализа промышленного сектора выбранных регионов свидетельствуют о следующем. Во Вьетнаме иностранные предприятия готовы поставлять экологически чистое электричество, и это является основным фактором спроса на возобновляемые источники энергии в стране, а Гуджарат успешно перешел на использование газа в промышленном секторе, что привело к уменьшению зависимости от угля и нефти.

Главная же причина того, что Эфиопия, Вьетнам и Гуджарат смогли внедрить использование ветровой и солнечной энергии, заключается в том, что другие страны инвестировали в эти разработки до них, что позволило снизить стоимость этих технологий. Немногие страны возьмут на себя инициативу в разработке топливных элементов, систем улавливание и хранение углерода или тепловых насосов. Для развивающейся экономики важно не лидерство в исследованиях и разработках, а способность быстро внедрять их.

С каждым годом переходить на низкоуглеродные решения становится все проще. Установка солнечных панелей сегодня дешевле, чем в прошлом году, который был дешевле, чем два года назад. В следующем году, вероятно, будет еще дешевле.

Однако авторы доклада предостерегают политиков и заинтересованные стороны от того, чтобы сначала сосредоточиться на экономическом развитии, не заботясь об окружающей среде, а затем вернуться к решению экологических проблем позже. Это связано с тем, что решение экологических проблем будет откладываться по «институциональной инерции». Кроме этого, очень важное значение имеет взаимодействие между промышленными и государственными предприятиями, а также некоммерческими организациями. Энергетические системы не всегда следуют по пути наименьших затрат, что приводит к возникновению проблем. Так, во Вьетнаме успех во многом был достигнут благодаря группе людей, которые продолжали настаивать на закупке чистой электроэнергии.

Если существует баланс между экономическим ростом и декарбонизацией, то он больше зависит от решений политиков и заинтересованных лиц, нежели от региона или уровня развития экономики, заключают специалисты Центра стратегических и международных исследований.
Комментарии для сайта Cackle
© 2008 - 2021 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".