Статья
1938 29 августа 2023 15:21

Две недели до выборов: эксперты о новых технологиях и сигналах

Какие проблемы и вызовы стоят перед избирательной системой? Какие изменения в законодательстве могут повлиять на процесс выборов? Что происходит в сфере региональной политики и какие изменения можно ожидать в ближайшем будущем? Эти и другие вопросы обсудили руководитель Научного совета Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков и член правления Фонда развития гражданского общества Александр Астафьев в подкасте «Выборы- 2023».

Некоторые кандидаты в губернаторы выстраивают сценарий компании, опираясь на общую политическую повестку, а не запрос избирателей, считает Астафьев. «Если у предвыборной кампании нет сценария, то это не кампания. Вопрос в том, насколько этот сценарий отвечает запросам, которые существуют в обществе, как он накладывается на информационную и политическую повестку», — отметил эксперт.

При проведении голосования в начале сентября происходит наложение выборов на другие общественные процессы, обратил внимание Чеснаков. «Например, День шахтёра или День строителя, открытие школы — то есть подряд в августе происходит череда разного рода мероприятий, которые формируют повестку, и что-то оригинальное создать уже не получается. Приходится работать в календарном протокольном ключе, и в этой связи некоторые говорят о том, что, возможно, даже будет перенос дня голосования на конец сентября или начало октября», — уточнил политолог.

Во многих регионах довольно сильные кандидаты, именно поэтому некоторые кампании не особо яркие, отметил Чеснаков. По его словам, это касается прежде всего Москвы, а также Московской, Самарской и Нижегородской областей. «Сергей Собянин, Андрей Воробьев, Дмитрий Азаров и Глеб Никитин — довольно сильные кандидаты, которые подавляют конкурентов», — отметил эксперт. Астафьев, в свою очередь, считает, что слабых кандидатов не бывает. «Если человек собрался идти на выборы высшего должностного лица, если он не спойлер, если он уже политик с определённым багажом, то он уже к чему-то готов. Вопрос в другом, что они могут сделать? Для похода на избирательную кампанию нужны ресурсы, в первую очередь, финансовые. Однако, чем сильнее фаворит, тем слабее кажутся остальные на его фоне. Но это не значит, что они слабые», — отметил он.

Губернаторские выборы не являются подготовкой к выборам президента, это две разные кампании, считает Астафьев. По его словам, у этих кампаний разные запросы и ментальность. «Президентская кампания — это образ будущего, а выборы высших должностных лиц — это выборы, касающиеся сегодняшнего и завтрашнего дня. Их сравнивать и ставить в один ряд нельзя», — подчеркнул эксперт. 

Одна из проблем всех политических партий РФ, которые выдвигают кандидатов на выборах губернаторов, заключается в том, что они слишком поздно начинают избирательную компанию, отметил Чеснаков. «Что мешало начинать избирательную за год, за полтора? Тот же Даванков (кандидат в мэры Москвы от „Новых людей“. — прим. АК)», — отметил политолог. Астафьев в свою очередь уточнил, что новый электоральный цикл начинается с 9:00 утра на следующий день после выборов — то есть 11 сентября 2023 года. С этого дня кандидаты уже могут начинать формировать избирательный штаб, который бы начал нарабатывать коммуникационные модели и исследовать портрет избирателей. По словам Чеснакова, почти никто из кандидатов, которые выдвигаются на этих выборах в главы региона, не может двумя предложениями объяснить, кто их избиратель — это значит, что они не работают на целевую аудиторию.

Разная целевая аудитория среди избирателей требует разных подходов, отметил Астафьев. «С одними надо разговаривать через социальные медиа, одним лексическим набором, с другими — через телевизор, с третьими надо встречаться, с четвертыми — посредством билбордов. Важна даже форма одежды кандидата — с кем-то надо приходить на встречу в костюме, а с кем-то вполне можно в шортах и майке», — подчеркнул эксперт. 

Дебаты — не российская политическая культура, считает Астафьев. «Она у нас не прижилась. Мы её восприняли из внешних слоёв избирательных процессов. Мы её внедрили к себе и очень удивляемся, почему она не приживается? Дебаты — это спектакль, там должно быть как минимум два актёра. Но для нас это неинтересно. Разговаривающие между собой кандидаты — это не то, что люди хотят видеть. Они хотят, чтобы кандидаты разговаривали с ними, а не между собой. Разговор между собой — это из другой, англосаксонской политической культуры и традиции. Для нас это было достаточно чуждо много лет, и за достаточно короткий промежуток времени это не может стать понятным. Мы насильно подталкиваем всех кандидатов к дебатам», — отметил он. 

Кампания Собянина отстроена профессионально, полагает Астафьев. «У Собянина существенный блок в предъявлении того, что он сделал. Изменённый облик Москвы рождает эмоцию, которую граждане конвертируют в голоса и поддержку, и, в отличие от многих других кандидатов, Собянин представил некий образ развития города. Не на далёкую перспективу, а на завтра, потому что дважды продать отремонтированную набережную избирателям нельзя — они один раз за нее проголосовали, а теперь они хотят новых картинок, нового видения того, как Москва будет развиваться, и не на пятьдесят, а на пять лет вперёд», — обратил внимание эксперт.

В Московской области нет избытка агитпропагандистских материалов — в этом достижение губернатора Андрея Воробьёва, считает Чеснаков. По его словам, в предыдущие годы можно было наблюдать чуть ли не 50 одинаковых плакатов. Также Воробьев активно использует соцсети и точечное воздействие на избирателей.

Некоторые кандидаты — действующие губернаторы — в рамках избирательных кампаний выплачивают единоразовые выплаты определенным категориям граждан, обратили внимание эксперты. Например, губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский. «Поход на выборы — это поход во власть, которую получают для того, чтобы потом её использовать для достижения заявленных целей, для реализации каких-то своих взглядов на жизнь, в том числе. Если в рамках кампании или вне ее рамок получается использовать ресурс для того, чтобы решать проблемы избирателей, то выплаты — это нормально», — отметил Астафьев.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".