Статья
1610 26 сентября 2023 14:53

Финальный этап предвыборных кампаний: анализ сообщений в соцсетях

Эмоциональность сообщений пользователей в соцсетях на финальном этапе предвыборных губернаторских кампаний увеличилась в сравнении с предыдущими этапами. К такому выводу пришли эксперты Центра политической конъюнктуры (ЦПК), которые провели исследование, демонстрирующее, какие темы повестки повлияли на результат наиболее успешных кандидатов и зависит ли он от того, что про кандидата пишут в соцсетях. Для этого эксперты проанализировали около 140 тысяч уникальных постов о губернаторах, которые были опубликованы пользователями с 1 по 21 сентября.

Лидером по количеству упоминаний стал губернатор Подмосковья А. Воробьёв (около 60 тысяч постов, или 40%). На втором месте — губернатор Кемеровской области С. Цивилев (около 14 тысяч постов, или 10%), на третьем — Д. Азаров (около 12 тысяч, или 8%).

Больше всего постов о каждом губернаторе было опубликовано в период голосования — с 8 по 10 сентября, отмечается в исследовании. В то же время для некоторых губернаторов характеры и нетипичные пики положительных или негативных комментариев. Например, пик положительных комментариев о губернаторе Самарской области Д. Азарове пришелся на 18 сентября, пик негативных комментариев о губернаторе Московской области А.Воробьеве — на 20 сентября в связи со взрывом дома в Балашихе, пик негативных комментариев о губернаторе Орловской области А.Клычкове — на 17 сентября в связи с падением БПЛА, пики положительных комментариев о главе Кемеровской области С.Цивилеве — на 5 и 7 сентября (рабочие встречи, заявления, появление губернатора в «темных очках»).

Смысловыми доминантами информационного поля вокруг губернаторов на финальном этапе кампаний стали выборы и президент. «В информационном поле вокруг губернаторов, помимо фокуса на региональных проектах, можно выделить две общие смысловые доминанты: 1) Выборы. Прошедшие выборы губернаторов и депутатов в областные думы захватили внимание пользователей в контексте обсуждения многих губернаторов. 2) Президент. Упоминание президента занимает видные места в облаке для шести губернаторов из десяти», — отмечают эксперты ЦПК. Таким образом, федеральная повестка перекрывает региональную: избиратели уделяют значительное внимание тому, как местная власть коммуницирует с федеральным центром. Встречи с В.Путиным также являются значимым событием, на которое обращают внимание пользователи соцсетей. 

Главной темой постов пользователей в соцсетях для всех губернаторов стали выборы. По словам экспертов ЦПК, эта тема не занимает первое место по количеству публикаций только у двух губернаторов: у Г. Никитина и С. Цивилева. У Никитина на первом месте стоит тема сельского хозяйства, у Цивилева — фестивали-конкурсы. 

Характерная черта информационного фона вокруг некоторых губернаторов — тематический дисбаланс. «Например, более 4 тысяч публикаций с упоминанием губернатора Тюменской области А. Моора с вероятностью более 90% могут быть отнесены к теме единого дня голосования (ЕДГ). В это же время остальным темам вокруг него с высокой долей вероятности посвящены лишь несколько десятков постов», — поясняют авторы исследования.

Происшествия привлекают особое внимание пользователей соцсетей. «Помимо ЕДГ, самыми обсуждаемыми темами стали кризисные ситуации в Орловской и Московской областях. По упоминаниям эти темы обходят стандартные обсуждения работы губернаторов — больше 1000 упоминаний», — говорится в исследовании.
© 2008 - 2023 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".