Комментарий
1197 22 июня 2023 11:15

Как российское зерно доходит до потребителей

Алексей Харь маркетологАлексей Харь

Алексей Харь
маркетологАлексей Харь
На фоне новости об объединении двух крупных сельскохозяйственных трейдеров Bunge и Viterra мы проанализировали, как российское зерно доходит до потребителей.

Цепочка прохождения зерна от поля до потребителя включает в себя несколько уровней. Большинство зернопроизводителей являются достаточно мелкими, поэтому чаще всего самостоятельно вопросами экспорта не занимаются.

Функции экспортеров берут на себя трейдеры разного уровня, которые чаще всего владеют элеваторными мощностями.

Типичная экспортная цепочка укрупненно выглядит следующим образом:

1 ступень. Сельхозпроизводители, как правило, на свой страх и риск выращивают то, что считают нужным, а уже подработанное зерно, которое соответствует ГОСТам, продают либо сразу в сезон, если хранить негде (с минимальной маржинальностью) или хранят и продают потом. Придерживать зерно до наступления максимально выгодных цен могут себе позволить крупные игроки, обладающие элеваторными мощностями.

2 ступень. Закупки трейдеров и перерабатывающих предприятий с последующей поставкой зарубежным партнерам.

По нашим оценкам, переработчики сейчас закупают у производителей напрямую, в том числе самостоятельно организуют доставку, с трейдерами контракты не заключают. В связи с чем в настоящее время трейдеры в большей степени ориентированы на экспортные поставки.

Трейдерами чаще всего выступают региональные компании. 

Кроме того, функцию трейдов-экспортеров берут на себя элеваторы (это подтверждают и таможенные данные и региональные эксперты).

3 ступень. Ряд региональных трейдеров (из категории ХПП) избегают иметь дело напрямую с зарубежными покупателями, опасаясь их возможной неплатежеспособности или некорректности — пользуются услугами посредников.

Крупные региональные трейдеры практикуют закупки зерна как внутри своих основных регионов (преобладающая практика), так и в соседних. Так, трейдеры из ДФО в зависимости от сезона (например, при неурожае в ДФО и хорошем урожае в СФО) осуществляют закупки в Сибири. Немаловажную роль в этом играют и логистические вопросы, возможности экономии на доставке.

Трейдеры работают как с крупными, так и с мелкими производителями. Большие объемы в основном формируются на закупках у мелких производителей. У крупных как правило цена более высокая, трейдерам не всегда с ними удобно. 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".