Статья
2946 11 сентября 2020 11:50

Платные дороги и бесплатный общественный транспорт: насколько это реально в России

Бесплатный проезд в общественном транспорте может появиться в России к 2035 году. Об этом сказано в обновленном проекте транспортной стратегии, который подготовил Минтранс. Бесплатный проезд станет возможен при условии введения механизма «пользователь платит» для всех категорий автомобилистов.

Система «пользователь платит» предусматривает взимание платы за проезд на региональных дорогах с 2025 по 2035 год — со «всех категорий участников дорожного движения», включая дорожную сеть в мегаполисах. В стратегии не указывается, будет ли взиматься плата за проезд по всем видам дорог на личном автомобиле.

Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с директором института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаилом Блинкиным о новых инициативах Минтранса.

— В предложении Минтранса есть две позиции, одна из которых — это плата за дороги. В этой позиции все абсолютно бесспорно по одной причине: мы все платим за дороги. У нас есть акцизный налог в цене бензина, есть транспортный налог, в некоторых городах есть парковочная плата. Все эти вещи — архаика, которая была придумана примерно 110 лет назад. Когда появился массовый автомобиль, это произошло где-то в 1908 году, была задача (прежде всего это коснулось Америки) взять деньги с водителей за то, что они ездят по дорогам. Был придуман механизм через налоги на бензин, но он очень неточный и неубедительный, потому что все зависит от того, на чем и где мы ездим. Налог получается очень приблизительный и архаичный.

Сейчас и за рубежом, и в России количество электронных гаджетов и на дорогах, и в автомобилях такое, что мы можем платить за дороги, как за электричество, то есть сколько потребил, столько и заплатил. В наши дни можно измерить пробег в любое время суток и на любых дорогах, еще 20 лет назад это было невозможно сделать технически. Во всем мире сейчас идут такие эксперименты достаточно активно. Например, в некоторых штатах США уже сегодня на добровольной основе вместо обычных налогов можешь измерить свой километраж, тебе выставят счет и вернут налоговую часть денег за бензин. На это развитые страны перейдут в самое ближайшее время, Россию это тоже коснется. В части платы за дороги, то есть формальной замены архаически сложных платежей, которые сегодня существуют, на более цифровые системы, это бесспорная вещь. Кстати, она гораздо более справедливая, чем нынешняя система оплаты, потому что довольно нелогично сравнивать 10 литров бензина на Садовом кольце и где-нибудь в Костромской области.

Что касается бесплатного общественного транспорта — это часть давнишней дискуссии, которая ведется в кругу специалистов по экономике города и транспорта. В билет общественного транспорта включены две платы: налоги в бюджет и оплата в кассу. Связать одно с другим, плата за дороги и бесплатный проезд, идея совершенно неочевидная по такой причине: количество автомобилей в городах. Сегодня, например, в Москве более 400 штук на 1000 жителей, а во Владивостоке 650 на 1000, а в американских городах 800-900 автомобилей на 1000 человек. Когда автомобилей много, то вопрос перекрестного субсидирования, то есть автомобилисты заплатили за дорожную езду, а эти средства мы потратили на то, чтобы возить пассажиров в метро бесплатно, сойдется, но только при сегодняшних цифрах. Надо здесь понять, какие тренды будут дальше. Пик автомобилизации в европейских городах был пройден лет 20 назад, сейчас идет снижение. Сколько будет автомобилей в городе через 15 лет, особенно, если учитывать цифровые технологии, например, тот же самый каршеринг, сказать сложно. Компенсация одного другим — это проецирование нынешнего уровня автомобилизации на 15 лет вперед. Это очень наивная идея.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".