Статья
1026 18 июня 2021 13:03

Регулирование Интернета: подходы и проблемы

Государство должно бороться с кибербуллингом, незаконным и оскорбительным контентом, а также другими цифровыми угрозами для защиты прав человека. Об этом пишут эксперты АНО «Диалог», сравнив практики регулирования Интернета в России и других странах. Кроме того, государству необходимо научиться отвечать на возможный шантаж со стороны IT-корпораций.

Аналитики отмечают, что опыт изучения зарубежных практик госконтроля цифрового пространства доказывает необходимость его регулирования для эффективного функционирования государства и защиты прав человека в Сети. При этом влияние Интерната увеличивается, а это приводит к тому, что все больше областей человеческой жизни затрагиваются цифровизацией.

«Оффлайн и онлайн-пространства не являются изолированными друг от друга. Защита прав граждан должна учитывать и интернет-среду с ее новыми возможностями, но также и новыми угрозами. Такие виды цифровых угроз как кибермошенничество, различные формы кибернасилия (буллинг, сталкинг, доксинг), распространение дезинформации, экстремистской риторики и панических настроений могут привести к значительным негативным оффлайн-последствиям», — следует из доклада.

В связи с этим регулирование интернет-коммуникаций становится «одним из важнейших направлений внутренней политики». Однако цифровизация для государственной системы связана не только с угрозами: с развитием новых медиа государство получает возможность построения прямого диалога со своими гражданами, что позволяет получать обратную связь по важным вопросам, пишут эксперты. Быстрая корректировка государственной политики с учетом мнения пользователей способствует формированию у них доверия к государственным структурам.

«Таким образом, в цифровую эпоху активное освоение интернет-пространства, как через развитие прямых и косвенных инструментов его регулирования, так и через совершенствование имеющихся систем цифровой коммуникации и создание новых платформ в сфере общественных связей, является для государства одной из приоритетных задач», — отмечается в публикации.

Обеспокоенность влиянием цифровизации на права человека в нашей стране проявляется на высшем уровне, считают аналитики. Например, в декабре прошлого года члены Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ встретились с главой государства для обсуждения проблемы прав человека в Сети. В результате Путин поручила правительству и СПЧ разработать проект концепции обеспечения защиты прав и свобод человека в цифровом пространстве. Кроме того, президент указал на важность составления «дорожной карты», где будут прописаны мероприятия по повышению цифровой грамотности граждан и обучению их навыкам информационной безопасности.

В настоящий момент Россия следует мировым трендам в области цифровизации и прав граждан, отмечает «Диалог». В частности, в нашей стране проводится активная работа по повышению доступности интернет-среды для людей с нарушениями слуха и зрения. В части регулирования контента в России еще в начале нулевых были приняты законы в сфере информационного права: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также «О персональных данных», «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» и т.д. Проводится постоянная работа по конкретизации фундаментальных прав человека в условиях цифровой эпохи, пишут эксперты.

Кроме того, в 2008 году был создан Роскомнадзор, который регулирует работу Интернета и СМИ. Постепенно определяются новые формы незаконного контента. Так, в 2019 году Госдума приняла закон о наказании за распространение недостоверной общественно значимой информации.

«В целом, Россия последовательно придерживается политики выстраивания суверенного интернет-пространства. В частности, в ходе вышеупомянутого заседания СПЧ Президентом была поставлена задача встраивания зарубежных IT-гигантов в российское правовое поле. Это требование позволит контролировать сбор иностранными платформами персональных данных российских граждан и предпринимать ответные меры на попытки из-за рубежа незаконно повлиять на формирование российского информационного поля», — говорится в докладе.

Между тем аналитики добавляют, что иностранные организации продвигают повестку прав человека в цифровом пространстве преимущественно декларативно. К практическим действия чаще всего переходит конкретное государство, следующее своим интересам.
«Можно констатировать, что в настоящий момент деятельность международных организаций в сфере защиты прав человека в цифровом пространстве не является значимым фактором профильной политики: ключевые решения, затрагивающие данную сферу, почти всегда принимаются на национальном уровне исходя из интересов конкретных государств», — подчеркивают эксперты.

Кроме того, сейчас многие страны рассматривают доступ к Интернету как основное цифровое право человека. Преобладает позиция, согласно которой все люди, независимо от социального статуса, пола и расы, должны иметь равные цифровые права. В этой связи многие страны разработали системы поощрений за увеличение числа интернет-пользователей. Например, в Сингапуре людям с низкими доходами предоставляются скидки на электронные устройства, а в Австралии провайдеры уменьшают цены.

Еще одна важная тема — регулирование контента во время катастроф и пандемии для предотвращения распространения фейков.

«Границы области, затрагиваемой этим регулированием, зависят от толкования определяющим политику актором понятия фейка, которое отличается значительной произвольностью (так, показательны примеры Таиланда и Сингапура, в законодательных практиках которых под фейками, помимо прочего, подразумеваются сообщения, подрывающие имидж государственных институтов)», — пишут аналитики.

В отчете также приводится как «уникальный прецедент» конфликт Facebook с правительством Австралии, так как это была прямая «конфронтация между транснациональной корпорацией и государственной властью конкретного государства», при которой «корпорация решилась на использование массовой блокировки контента в качестве инструмента шантажа».

Отметим, что в феврале правительство собиралось обязать технологические компании платить местным медиа за публикацию контента на своих платформах. Facebook не поддержал эту идею, а позже заблокировала каналы СМИ.

В этой связи АНО «Диалог» предполагает, что IT-гиганты могут прибегнуть к инструментам давления и в других странах, если речь будет идти о коммерческой выгоде. Поэтому многие государства, в том числе Россия, должны проработать сценарии ответных действий на возможные выпады со стороны международных компаний.
Комментарии для сайта Cackle
26 июля 2021 Новость
Сайты будут блокировать оперативно
 Сайты будут блокировать оперативно В России необходимо продолжить совершенствование законодательства в сфере противодействия распространению экстремистских материалов в Интернете, а для сайтов с запрещенным контентом следует разработать механизм оперативной блокировки, считает руководитель Следственного комитета (СК) Александр Бастрыкин.
9 апреля 2021 Новости
За блогеров возьмутся всерьез
 За блогеров возьмутся всерьез В России необходимо законодательно урегулировать деятельность блогеров с большим количеством подписчиков. Об этом заявил председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев.
7 апреля 2021 Новости
Цифровые угрозы: чему учит история с Zoom
 Цифровые угрозы: чему учит история с Zoom Компания Zoom ограничила доступ к видеоконференциям российским госорганам и компаниям с госучастием. Им запретят приобретать корпоративную подписку на сервис, а звонки ограничат 40 минутами. Об этом пишет CNews, ссылаясь на участников рынка.
© 2008 - 2021 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".