Статья
1764 27 октября 2021 15:37

Угроза для Telegram: что будет с ресурсом после получения статуса соцсети

Роскомнадзор внес мессенджер Telegram в реестр соцсетей. Это означает, что теперь площадка обязана по требованию регулятора выявлять и блокировать запрещенную информацию в соответствии с законом, вступившим в силу в РФ в феврале текущего года. О том, что изменится в работе мессенджера — в материале «Актуальных комментариев».

Российское законодательство предусматривает, что социальной сетью является ресурс, суточная аудитория которого превышает 500 тыс. российских пользователей. В реестре Роскомнадзора уже находятся Livejournal, Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, Likee, YouTube, «ВКонтакте» и «Одноклассники».

По словам директора Лиги безопасного Интернета Елены Мизулиной, «вопрос регулирования контента социальных сетей в последние несколько лет поднимают власти всех развитых стран». В частности, Мизулина напомнила о прецедентах вызова представителей разных цифровых кампаний на слушания в законодательные органы США. Власти Великобритании тоже недавно ужесточили требования, предъявляемые к IT-платформам. Аналогичная ситуация и в Австралии.

«В первую очередь, проблема касается иностранных платформ, работающих на нашей территории. Так, весь этот год, вместе с Роскомнадзором и с МВД мы боремся с различными „челленджами“ и другими опасными трендами в сети TikTok. Лидерами нашего анти-рейтинга также остаются Facebook и YouTube. Вот эти три платформы вызывают больше всего вопросов», — сообщила Мизулина.

Директора Лиги безопасного Интернета также отметила, что, несмотря на громкие обещания администраторов этих социальных сетей, не все они в равной мере реагируют на законные требования Роскомнадзора и других ведомств, которые имеют соответствующие полномочия.

Изначально владелец мессенджера Павел Дуров позиционировал Telegram как ресурс, «полностью свободный от модерирования и цензуры», однако перед выборами в Госдуму РФ, которые прошли в сентябре, ограничил доступ к ботам, связанным с Навальным. Тогда Дуров заявил, что ограничение работы ботов «связано с „днем тишины“ — закрепленной в законах многих стран традицией, которая предусматривает отсутствие агитации в ходе самих выборов».

«Мы считаем эту практику легитимной и призываем пользователей Telegram уважать ее — с полуночи по московскому времени мы планируем ограничить функционирование ботов, связанных с предвыборной агитацией», — написал Дуров.

Еще одно обновление в политике Telegram — появление коммерческой рекламы. По словам Дурова, она «затронет только большие каналы — сервисы, где уже и так есть реклама, и поддержка которых приводит к наибольшим расходам со стороны Telegram». Вначале Telegram покроет с рекламы свои основные расходы, а позже Дуров начнет делиться этими доходами с владельцами каналов. Такие сообщения будут публиковаться в Telegram-каналах автоматически, вне зависимости от их владельцев, и будут помечаться надписью sponsored.

Таким образом, администрация ресурса будет активнее вмешиваться в работу каналов, и если администрация мессенджера будет зарабатывать на рекламе в каналах, связанных с экстремистами, это сильно повлияет на репутацию ресурса.

По словам экспертов, разница стандартных постов в канале и рекламных практически не будет заметной. Чтобы ее подчеркнуть, можно было бы запретить рекламные посты от первого лица. Но такого ограничения нет, в итоге для существенной доли аудитории станет непонятно, что рекламу писал не автор канала.

«Эти два фактора оформили чудные предпосылки для организации цунами скама в Telegram и полнейшего обесценивания крупных каналов с дорогой аудиторией», — поясняет автор Telegram-канала «Digital Доктор» Игорь Крысанов.

Более того, модерации рекламы в Telegram уделено непростительно мало внимания, тогда как гиганты вроде Facebook и Google на это тратят миллиарды долларов в год, добавил эксперт.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".