Статья
1007 12 февраля 2021 11:57

Запрещенный контент в соцсетях: как страны регулируют деятельность технологических гигантов

Социальные сети обвиняют в распространении дезинформации и разжигании насилия по всему миру. Специалисты американской организации в сфере международных связей Council on Foreign Relations опубликовали доклад о том, как разные страны регулируют деятельность технологических гигантов.

Организация беспорядков в России, нападение на здание Капитолия США 6 января — лишь немногие из примеров насилия, которое, по словам экспертов по национальной безопасности, в значительной степени разжигалось именно в социальных сетях. В других странах мира социальные сети способствовали религиозному и этническому насилию, в том числе против мусульман в Индии и этнической группы рохинджа в Мьянме. Дезинформация, в том числе о пандемии COVID-19, также распространяется очень быстро.

Наиболее популярные платформы, большинство из которых принадлежит американским компаниям, имеют практически одинаковые принципы модерации контента. Они запрещают публикации, разжигающие любые виды вражды. Некоторые социальные медиа с целью ограничения дезинформации ввели маркировку аккаунтов государственных СМИ и запрета политической рекламы.

Самые популярные медиа-платформы в мире — это Facebook и YouTube. Авторы доклада, Уильям Мерроу и Аншу Сирипурапу, приводят следующие данные по числу активных пользователей соцсетей по состоянию на январь 2021 года. Так, сетью Facebook пользуются 2,7 млрд человек, видеосервисом YouTube — 2,3 млрд, мессенджером WhatsApp — 2 млрд, в соцсети Instagram 1,2 млрд пользователей, у сервисов TikTok и Twitter — 700 млн и 400 млн соответственно.

В 2020 году эти платформы удалили или заблокировали миллионы вредоносных материалов. Так, Facebook удалил 3,3 млрд материалов с пометкой «спам», 40 млн материалов, призывающих к насилию, 75 млн изображений сексуального характера, 32 млн материалов, разжигающих вражду, а также 47 млн материалов с пометкой «другое». В Facebook модерацией контента занимаются 15 тыс. сотрудников.

В YouTube в 2020 году было удалено 5,5 млн видео, вводящих в заблуждение или являющихся мошенническими, 5,3 млн видео, ставящих под угрозу безопасность детей, 1,9 млн роликов, содержащих призывы к насилию, и 1,2 млн материалов с пропагандой экстремизма.

В Twitter в общей сложности было удалено почти 2 млн материалов запрещенного характера.

В то же время критики утверждают, что эти платформы не полностью соблюдают собственные правила. Некоторые критикуют «избирательность» руководства социальных сетей в подходе к блокировке неуместных материалов. В частности, YouTube подвергся критике за более снисходительное отношение к контенту, который размещают популярные пользователи сервиса, при этом аналогичные материалы, опубликованные обычными людьми, удалялись.

По словам критиков, компании не заинтересованы в регулировании оскорбительных материалов, поскольку их бизнес-модели основаны на рекламе и привлечении пользователей. Компании, в свою очередь, утверждают, что иногда бывает сложно отличить язык ненависти от, например, сарказма.

Как разные правительства подходят к регулированию деятельности соцсетей?

В России Интернет контролируется государственными органами, в частности, Роскомнадзором, а 1 февраля 2021 года вступил в силу законопроект, который обязывает владельцев соцсетей удалять запрещенные материалы и устанавливает штрафы для тех, кто своевременно не блокирует противоправный контент. Так, за неудаление информации с призывами к экстремизму, детской порнографией, а также о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотиков штрафы для граждан составят от 100 до 200 тыс. рублей, для должностных лиц — от 400 до 800 тыс., для юридических лиц — от 3 до 8 млн рублей. За повторный отказ удалить такой контент гражданам грозят штрафы в размере от 200 тысяч до 500 тысяч, для должностных лиц — от 800 тысяч до одного млн рублей, для юрлиц — от 1/10 до 1/5 совокупного размера годовой выручки. При этом минимальную планку штрафа предлагается установить на отметке 8 млн рублей.

Если же владелец социальной сети не может самостоятельно оценить противоправность контента, то в течение суток он обязан отправить данные в Роскомнадзор. Временно сообщение или видео все равно нужно заблокировать, а контрольное ведомство примет решение о снятии или сохранении ограничений.

По статистике Роскомнадзора, в год выявляется более 100 тыс. случаев распространения противоправной информации в соцсетях, и этот показатель растет.

В Германии также действует закон, известный как NetzDG, который требует, чтобы социальные сети незамедлительно удаляли контент, разжигающий ненависть, а нарушителям грозят высокие штрафы.

В США социальные сети пользуются надежной защитой от ответственности и в основном саморегулируются, однако в последнее время все чаще звучат призывы к государственному регулированию.

В Кении платформы социальных сетей полностью свободны, но были прецеденты, когда правительство требовало удалить контент, который считало нежелательным. В Индии и Эфиопии ситуация с регулированием соцсетей аналогичная, однако власти этих стран часто отключают Интернет, а правительство пытается усилить контроль над некоторыми платформами.

В Бразилии соцсети в настоящий момент освобождены от ответственности, но законодатели рассматривают введение норм, которые, как опасаются правозащитники, ограничат свободу выражения мнений.

В Австралии действует закон, требующий немедленного удаления материалов, содержащих насилие. Он был принят после теракта в Крайстчерче, который транслировался в Facebook в прямом эфире.

В Китае действуют одни из самых строгих законов о цензуре в мире. Многие западные платформы запрещены, а их китайские аналоги находятся под пристальным контролем правительства.
Комментарии для сайта Cackle
© 2008 - 2021 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".