Статья
2255 10 июня 2017 15:19

Киев вновь собрался в НАТО

8 июня Верховная Рада провозгласила членство Украины в НАТО в качестве приоритетного национального интереса. В результате на законодательном уровне Киев вернулся к тому внешнеполитическому курсу, которого он придерживался до 2010 года. Этот шаг был ожидаемым после отказа от внеблокового статуса в декабре 2014 года. 

Украинские власти объявили, что формальная заявка на членство будет подана только после проведения общенационального референдума и завершения реформы ВСУ. В 2014 году Порошенко, подписывая закон о прекращении внеблокового статуса, обещал провести плебисцит в течение 5-6 лет. За это время Украина должна перейти на стандарты НАТО. Тогда же генсек альянса Йенс Столтенберг говорил, что процесс вступления Украины может занять несколько лет, не упомянув при этом проблему Крыма и Донбасса. 9 июня украинский президент подтвердил формулу «сначала переход на стандарты – затем референдум».

Тем не менее референдум может состояться раньше. В Киеве давно говорят, что, исходя из своих электоральных интересов, Порошенко может совместить референдум о вступлении в НАТО с президентскими или парламентскими выборами, которые запланированы на 2019 год.

Идея присоединения к военному блоку пользуется высокой поддержкой в украинском обществе. Согласно опросу Центра Разумкова, проведенному в декабре 2016 года, в референдуме выразили готовность принять участие 62% населения. Из них 71% проголосовали бы «за», а 23% – «против». Для сравнения, явка на выборах в Верховную Раду в 2014 году составила 52,42%, а на президентских выборах в мае того же года – 59,48%.

Решая проблему низкого рейтинга, Порошенко может возглавить кампанию по проведению референдума и таким способом частично заполнить вакуум аргументов для переизбрания. Плебисцит можно было бы разыграть как очередное доказательство (после безвиза и ассоциации с ЕС), что Украина под его руководством поступательно движется в направлении евроатлантической интеграции.

Между тем перспективы реального членства в альянсе выглядят не столь радужными. Военный конфликт в Донбассе продолжается, а из-за Крыма Россия и Украина не имеют международно признанной государственной границы. Энтузиасты вступления обычно апеллируют к двум кейсам, которые, с их точки зрения, создают подходящие прецеденты для Киева, – это принятие в НАТО ФРГ и Венгрии и Румынии.

Западная Германия присоединилась к альянсу в 1955 году. На тот момент ФРГ не признавала ГДР, как и другие члены военного блока. На протяжении многих лет, в соответствии с доктриной Хальштейна, Бонн не устанавливал дипломатические отношения со странами, которые признавали Восточную Германию (за исключением СССР). Признание ГДР состоялось только в 1973 году. Венгрия вступила в НАТО в 1999 году, Румыния спустя шесть лет – в 2005-м. Между Будапештом и Бухарестом до сих пор сохраняется тлеющий территориальный спор из-за Трансильвании. Он уходит корнями в Трианонский договор, подписанный в 1920 году после Первой мировой войны, когда значительные территории, населенные этническими венграми, остались за пределами венгерского государства.

Однако адаптация этих прецедентов к Украине будет либо слишком большой натяжкой, либо вообще несостоятельной. Создание НАТО было во многом обусловлено противоречиями между союзниками относительно будущего Германии. При этом ни одна из стран в момент вступления в альянс не находилась в состоянии гражданского военного конфликта на своей территории или войны с соседними государствами. В то же время позиционная война в Донбассе, с периодическими эскалациями, продолжается. В такой ситуации присоединение Украины к НАТО (на что, напомним, должны согласиться все члены альянса) возможно только как чрезвычайный пересмотр правил и предыдущей политики блока и его готовность войти в военный конфликт на территории Украины, а следовательно, и быть готовым к открытой конфронтации с Россией. Представить себе вероятность такого развития событий сейчас, даже несмотря на напряженные отношения России и Запада, крайне трудно. Тем более что жесткая оппозиция членству Украины среди таких стран, как Италия, Греция и Испания, никуда не делась.

Россия отнеслась негативно к официальному изменению внешнеполитических и оборонных приоритетов Украины. Пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков заявил, что в связи с решением Киева «Россия принимает все необходимые меры для ребалансировки ситуации и защиты собственных интересов и безопасности». Однако, если членство Украины в НАТО выглядит столь бесперспективным, на чем сейчас основываются опасения Москвы и в чем долгосрочная логика поведения украинской стороны? Если вынести за скобки внутриполитические соображения Порошенко, можно предположить следующее.

Во-первых, украинские политики ожидают, что в случае урегулирования конфликта в Донбассе и при сохранении российского суверенитета над Крымом Запад пойдет на исключение и согласится допустить членство Киева с целью предоставления гарантий безопасности. Неформальный размен Крыма на членство Украины в НАТО много кому и на Западе может казаться хорошей переговорной ставкой. Россию будут уговаривать, что вступление Украины в альянс станет надежной гарантией того, что украинская армия не развяжет войну из-за полуострова. Запад признает Крым, а Киев – безопасность. Однако Россию вряд ли устроит такое предложение: превращение Украины из «серой зоны» между НАТО и Россией в полноценного члена альянса резко изменит баланс сил в регионе, не говоря уже о том, что это будет означать признание потери Украины как зоны российских интересов.

Во-вторых, наибольшие опасения России сейчас вызывает не изменение внешнеполитической доктрины Украины, а углубление ее военного сотрудничества с Западом. В Киеве понимают нереалистичность и декларативность своих планов по вступлению в альянс, а потому стремятся довести уровень кооперации с ним до такого высокого уровня, когда в НАТО не обязательно будет вступать, чтобы пользоваться преимуществами сотрудничества с ним. Разумеется, Украина не будет иметь гарантий безопасности де-юре. Однако перевод украинской армии на стандарты военного блока создаст условия для быстрого перевооружения ВСУ в случае принятия соответствующего политического решения западными лидерами. В среднесрочной перспективе главная военная цель Киева – получить вооружения от стран НАТО, чтобы усилить позиции в Донбассе и на границе с Россией. Собственно, поэтому Россия рассматривает отказ Украины от внеблокового статуса и взаимодействие Киева с НАТО как нарастающую угрозу для себя и Донбасса.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов

Все материалы автора

____________

Читайте также:
26 апреля 2024 Новости
Украина на грани поражения
 Украина на грани поражения Украина и западные страны серьезно уступают России в производстве вооружений, и новый пакет помощи США станет формулой затягивания, а не прекращения конфликта, отмечают эксперты американских аналитических центров. По их словам, финансирование со стороны Конгресса может обеспечить заказы на закупки, но не решит проблему огромного неравенства в трудовых ресурсах между Украиной и Россией.
23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".