Развитие округов
Ключевые информационные кампании минувшей недели были связаны с обсуждение проектов развития федеральных округов – Центрального и Северо-Кавказского. В первом случае речь идет о новой целевой программе, которую представило на рассмотрение правительства Министерство регионального развития, во втором – о дополнениях к уже принятой концепции привлечения инвестиций в регионы СКФО, предложенных руководством Чечни.
Наиболее перспективными отраслями для повышения уровня социально-экономического развития регионов ЦФО выглядят пищевая и перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство, туризм. Минрегионразвития оценивает общий объем необходимых вложений оценивается в 417 млрд.руб., включая перечисления из госбюджета и участие бизнес-структур. Предложены и проекты по развитию новых производств, основанные на внедрении современных технологий. Однако они вряд ли могут быть реализованы без решения основной задачи по созданию благоприятного инвестиционного климата. Стоит учесть, что, несмотря на положительную динамику развития отдельных отраслей после кризиса и рост, отмечаемый в «депрессивных» регионах (как правило, за счет низких «исходных» показателей экономики и социальной сферы), спад инвестиционной активности в большинстве субъектов РФ продолжается. В этом контексте вполне закономерным выглядит федеральный курс на стимулирование глав регионов к более активному и результативному участию в создании комфортной бизнес-среды. Ключевые направления работы связаны с развитием разных видов инфраструктуры, со снижением административных барьеров и введением новых институтов, направленных на повышение эффективности взаимодействия органов власти разного уровня и бизнес-структур, заинтересованных в реализации инвестпроектов. Отдельно стоит отметить инициативы президента, направленные на сокращение «коридора возможностей» для коррупции путем принятия новых законодательных норм.
В регионах СКФО вопрос «прозрачности» движения финансовых потоков с учетом значительного масштаба федеральной поддержки стоит особенно остро. Принципиально новых методов его решения со стороны Центра пока не найдено. Региональные же власти за счет концентрации «рычагов» влияния могут добиваться снижения объемов нецелевого использования средств: показательным примером является Чечня. Обратной стороной «медали» выступает специфика созданного в регионе властного режима, в рамках которого ключевые решения принимаются лично главой ЧР. Соответственно, цена поддержания стабильности в Чечне остается высокой: угрозы безопасности в северокавказском регионе не исчерпаны, единственным гарантом поддержания «равновесия» в Чечне выступает Рамзан Кадыров. Этот неформальный статус дает ему широкие лоббистские возможности, и новая программа развития Чечни, рассчитанная на период до 2025 г., выглядит вполне логичным шагом во взаимодействии руководства республики с Центром. Федеральным интересам соответствует поддержание сложившегося в Чечне властного режима, однако, учитывая масштаб помощи региону, которая оказывается в рамках уже принятых ФЦП, рассчитывать на выполнение всех экономических требований руководству ЧР, по всей видимости, не стоит.
Оксана Гончаренко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев