Живем с тем, что есть
политологГеворг МирзаянРоссия не согласна с требованием ряда стран изменить порядок использования вето в Совете Безопасности ООН, хотя и готова продолжать переговоры о его реформировании, заявил российским журналистам постоянный представитель РФ при всемирной организации Виталий Чуркин.
- Подробнее — в материале «Реформа ООН».
Возможное реформирование Совбеза ООН «Актуальным комментариям» прокомментировал Геворг Мирзаян, научный сотрудник Института США и Канады РАН, спецкор журнала «Эксперт».
«Реформа ветирования в Совбезе ООН сейчас маловероятна. Если мы будем говорить об отмене права вето, то возникает вопрос, зачем вообще ООН это нужно?
Право вето — одна из основ Совета Безопасности, что и делает этот орган хотя бы частично функциональным. Без права вето великие государства, подобные России, Китаю, не смогут защищать свои интересы, не смогут выстраивать решения Совета Безопасности более сбалансированно.
Если бы позиция американцев в мире усиливалась, они могли бы принимать серьёзные решения, брать на себя обязательства по поддержанию мировой стабильности, и право вето ряда государств им в этом мешало, то в этой ситуации говорить об отмене права вето можно было бы, как о снятии этого препятствия на пути к американскому управлению миром.
Сейчас обратная ситуация — Соединённые Штаты теряют свои возможности. Мир переходит к более глобальному корпоративному управлению со стороны ряда обычных великих держав. И в этом плане Совет Безопасности ООН, где есть право вето, позволит им стремиться к вырабатыванию неких решений, которые могут быть компромиссными для всех стран-участниц.
Тема расширения Совета Безопасности ООН муссируется уже очень давно и безрезультатно. Совет Безопасности ООН может быть расширен за счёт непостоянных стран-членов. Но расширение постоянных стран-членов ООН вообще крайне маловероятно, поскольку претендентов много, но нет тех, кто получит необходимое общее одобрение.
Японию не пропустят все остальные страны, прежде всего, Китай. Потому что Япония рассматривается Восточной Азией как враждебное государство. Все помнят её поведение во время Второй мировой войны. И передача Японии права вето в Совбезе вообще не рассматривается странами Восточной Азии, тем более Китаем. Касательно Индии, Китай будет против, потому что у Китая с Индией очень большие конфликты. Китай не хочет вводить своих соперников, что Индию, что Японию в состав постоянных членов Совбеза. Что касается Германии, во-первых, ряд стран Европы резко против политического усиления этой страны. Американцы тоже не в восторге от этого. Но даже не это самое главное препятствие.
Самое главное препятствие в том, что если будет расширяться Совет Безопасности ООН за счёт, например, Германии, возникнет вопрос, почему он не расширяется за счёт Японии? Китай будет противостоять Японии, будет скандал. И поэтому стороны во избежание возникновения этого скандала вообще предпочтут оставить в стороне вопрос о реформе Совбеза с точки зрения величины постоянных членов.
В составе Совбеза ООН 5 постоянных членов и 10 непостоянных. В верховном органе есть 15 стран из 200. Этого вполне достаточно.
Для улучшения возможности организации нужно некоторым странам типа США прекратить делать всё, чтобы нивелировать те решения и те позиции, которые выдвигаются этой организацией. Здесь особых усилий не надо. Соединённые Штаты просто должны прекратить саботировать Совет Безопасности ООН, и решения, которые принимаются в Совете Безопасности.
Организация Объединенных Наций сейчас не сильна, но есть один важный момент — лучше ничего нет. Мировое сообщество пока ничего лучше ООН не придумало. Если ничего лучше ООН нет, то имеет смысл сначала что-нибудь придумать, возможно, а потом уже заниматься подрывом этой организации или разговорами о том, что она плохая, и её нужно на что-то менять. Пока менять не на что, нужно жить с тем, что есть».